Золотой век сериалов длится двадцать лет: западные аналитики отсчитывают его с того момента, как вышел “Клан Сопрано” в 1999 году. Сложные и далеко не всегда положительные главные герои, изменения в нарративной структуре, доскональная проработка атмосферы, огромные бюджеты – таков неполный список характеристик самых популярных современных сериалов. Русские зрители с нетерпением ждут новых проектов HBO, Netflix, Amazon, а хороший отечественный сериал до сих пор воспринимается ими как нечто исключительное, хотя именно сейчас выбор как никогда велик.
Совсем не так это было в 90-е годы. Опрос, проведенный в 1995 году среди жителей Москвы (ссылка в конце материала), показывает, что среди самых популярных на тот момент жанров – мелодрамы и детектива, только один был снят в России в то время.
Это были «Мелочи жизни», мелодрама за авторством Эжена Щедрина и Юрия Каменецкого, один из первых российских сериалов (снят в 1992 году). Остальные места в рейтинге заняли латиноамериканские сериалы(которые вообще в то время составляли значительную часть русской ТВ-культуры) и советская почти-классика – «Следствие ведут знатоки», «Возвращение Будулая».
«Мелочи жизни» зашли на ту же территорию, что и латиноамериканское «мыло», зрители могли наблюдать обычную российскую семью, которая переживает кризис. По сюжету, главная героиня Мария Кузнецова готова оставить мужа и двух уже выросших детей ради новой любви. Однако стандартной концовке со счастливым воссоединением семьи не суждено было случиться. Исполнительница главной роли Мария Зубарева умерла, когда была отснята значительная часть серий, и создатели резко сменили жанр сериала на мистический детектив. Сейчас, с дистанции времени, сложно сказать, успешным ли был этот проект. Его повторно показывали по разным телеканалам, даже в 2000-е, он имел поклонников среди зрителей, однако его качество, по мнению некоторых критиков, оставляло желать лучшего – что, в общем, неудивительно для той эпохи. Однако он был одним из первых, и уже поэтому вошел в историю.
Другим знаковым, переломным проектом той эпохи была драма «Горячев и другие», снимавшаяся в 1992-1994 годах. Сериал наследовал традиции советских многосерийных фильмов в духе «Знатоков», и одновременно пытался соответствовать лучшим образцам американских сериалов. Его сюжет можно было пересказать с точки зрения криминальной драмы, в которой гениальный инженер Горячев противостоит главе «мафии» Крюкову; мелодрамы, в которой Горячев теряет и находит свою истинную любовь; традиционной драмы – главный герой пытается как-то выжить в новых условиях и помочь своим близким. Изначально сериал создавался с целью предоставить мужской аудитории интересного ей героя, однако после первых десяти серий наметился заметный крен в сторону мелодрамы. Попытка угодить всем редко удается, и вместо запланированных 52 серий снято было только 35.
Сценарная группа этого сериала включала в себя крепких специалистов. Возглавляли ее Валерий Фрид и Юрий Дунский («Служили два товарища», реж.Е. Карелов, 1968; «Старая, старая сказка», реж.Н.Кошеверова, 1968; «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», реж.И.Масленников, 1980; «Экипаж», реж.А.Митта, 1980), а среди 12 основных авторов были такие, как Зоя Кудря («Граница. Таежный роман», реж. А.Митта, 2000), Виталий Москаленко («Ширли-Мырли», реж. В.Меньшов, 1995), Александр Новотоцкий-Власов («Возвращение», реж.А.Звягинцев).
В целом эпоху до 1998-1999 можно назвать временем «поиска нашего голоса». Вышедший в 1994 году сериал «Петербургские тайны» был гибридом между первоисточником – романом Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» и латиноамериканскими сериалами: произведение оказалось слишком мрачным для ТВ, в то время как привыкший к «мыльным операм» зритель непременно требовал счастливой развязки для хороших героев и наказания – для злодеев. В итоге первоисточник был значительно переделан. Создавали сериал маститые драматурги и сценаристы: Анатолий Гребнев («Дикая собака Динго», 1962, «Дневник директора школы», 1975), основатели Театра.doc Михаил Угаров и Елена Гремина.
«Улицы разбитых фонарей» были уникальным явлением, да и история появления этого сериала занимательна. В середине 90-х годов его создатель, продюсер Александр Капица, захотел вывести на экраны проект, который бы отражал текущую российскую действительность. Выбор пал на произведения Андрея Кивинова: автор на тот момент работал в отделе по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга, и его истории основывались на реальных событиях. Даже фамилии главных героев недалеко ушли от прототипов, к примеру, Анатолий Дукул (в сериале – Дукалис) был коллегой Андрея Кивинова.
Девять серий, снятых для РТР в 1995 году, были отвергнуты каналом по причине низкого качества картинки. ТНТ перекупило сериал спустя три года – и 4 января 1998 года состоялась премьера. Успех был феноменальный, несмотря на «низкое качество картинки», во многом благодаря первоисточнику и режиссерам, которые трудились над сериями: свою руку к нему приложили Александр Рогожкин, Владимир Бортко, Виктор Бутурлин, Дмитрий Светозаров, Сергей Снежкин и другие. Сериал неоднократно показывали на разных каналах вплоть до 2012 года.
В целом, конец 90-х – это уже совсем другая эпоха, и в истории страны, и в развитии ТВ-сериалов. Появился первый подростковый сериал – «Простые истины», который до сих пор с теплом вспоминают уже давно взрослые люди; ситкомы «33 квадратных метра», «Ускоренная помощь» и «Осторожно, модерн» (последний за время своего существования успел несколько раз сменить название и формат); мини-сериал 1997 года «Графиня де Монсоро», который не стыдно смотрится и сейчас.
Несмотря на то, что время этих сериалов прошло, они прочно вошли в основание нашей культуры.
1. Рейтинги сериалов в 1995 году среди жителей Москвы https://bd.fom.ru/report/cat/art_art/of19954405
2. Интервью со сценаристом «Мелочей жизни» Э. Щедриным http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/84n/n84n-s26.shtml
3. Горячев и другие http://web.archive.org/web/20130509034857/http://www.ipk.ru/index.php?id=2343