Мы с "Рыжиком" это сделали! Добрались до кладбища кораблей Аральского моря. То, что не удалось осенью 2018-го на казахстанской стороне, получилось этим летом в Узбекистане.
От Хивы до Муйнака и обратно за один день — в общей сложности 800 км без остановок. Дороги здесь не всегда хорошие и не всегда с полноценным покрытием. Но "Рыжику" и его подвеске все равно, а значит — погнали.
GPS ведет аккуратно, избегая, пока это возможно, грунтовок. На нашем пути встает большой город Нукус – столица автономной республики Каракалпакстан. Именно его называют второй столицей Узбекистана и считают весьма перспективным городом и регионом в целом. Географически Нукус с трех сторон подпирают пустыни – Каракум, Кызылкум и Аралкум, и лишь с одной – большая вода, дельта реки Амударьи, известной всем по школьным учебникам истории.
Но у нас, к большому сожалению, совсем не времени на Нукус – впереди Муйнак. С дорожной инфраструктурой здесь все еще хуже, чем по дороге до Хивы. За 350 км нам встретилась всего одна АЗС, которую сложно назвать этим громким словом. Две ржавых советских колонки, на которых заправляются исключительно «ижы» да «уралы», и все. Даже индекса топлива нигде не указано, да и откуда?
И вот перед нами стела советских времен с надписью «Муйнак» и старинным гербом города-порта. Сейчас этот небольшой городок чем-то похож на казахстанский Аральск. Бедность и разруха царят здесь. Если честно, мы так и не поняли — его хотят отстроить заново или просто намеренно рушат? Конечно, потом мы вычитали, что сейчас Муйнак попал под программу туристической активности и все здесь когда-нибудь превратится вновь в оазис среди пустыни. Но пока здесь страшновато…
А когда-то это был крупный рыболовный центр, шумный город-оазис с морским портом и рыбоконсервным заводом. Еще в середине 60-х годов прошлого столетия здесь ходило 158 кораблей и на них работало 2200 человек. Свою официальную точку на карте Советского Союза Муйнак получил в 1933 году, когда получил официальный статус рабочего поселка. Но историю поселок ведет еще с 17-го века, а первым обнаружила это рыбацкое поселение российская шхуна «Константин», которая пришла к этим берегам в 1848 году.
Но ехали мы не в гости к Муйнаку. Мы ехали в гости к кораблям, свидетелям ушедшей морской эпохи. И мы их нашли. Впрочем, это не сложно, так как на любых картах отмечена точка «Кладбище кораблей», а порой по дороге встречаются даже таблички с указанием пути и километража. На всякий случай дам координаты — N43.79010 E59.03313, вдруг кому пригодятся.
Большая асфальтовая парковка и даже место для посадки вертолета и парапет. С него открывается панорама на дно бывшего моря, сейчас еще зеленое. А на нем, словно немые свидетели прошлого, лежат ржавые останки кораблей. Когда-то узбеки подсуетились и свезли все брошенные корабли сюда, в порт Муйнака. Не знаю, была ли тогда мысль превратить это место в музей или нет, но она сработала. Здесь суда не распилили на металлолом, а постарались сохранить. И теперь они – изъеденные ржавчиной и пропаленные ярким пустынным солнцем, пытаются рассказать нам свою историю.
От вида такой панорамы захватывает дух. Мы почти бегом спускаемся по длинной лестнице вниз, на дно, и бежим к кораблям. Но внизу – замедляемся, переходим от корабля к кораблю, от остова к остову, трогаем их, слушаем, жалеем… Кладбище погибших кораблей Аральского моря — очень атмосферное место, наполненное какой-то еле уловимой печалью.
Здесь все живёт прошлым. Ржавые, наполовину распиленные остовы кораблей и катеров ещё помнят большую воду и тоскуют по ней, грустно скрипя корпусами на ветру. Даже чайки прилетают сюда с Западного Арала, до которого добрых 300 км по прямой, и оглашают все печальными криками.
А ты стоишь здесь, на дне высохшего моря, вокруг шумит степной ветер, колышет траву и поднимает вверх песок. И если закрыть глаза, то можно услышать, нет, даже почувствовать еле слышный плеск волн у причала, звук корабельного гудка и крики грузчиков. Но это все лишь воображение…
Почти все корабли собраны здесь на одной площадке. Сейчас ее благоустраивают — асфальтируют и выкладывают искусной плиткой тропинки среди песков и колючек. Однако не спешите, вы видели еще не все. Если присмотреться, то чуть вдали от основной экспозиции в песках и траве притаились еще два экземпляра – больших и хорошо сохранившихся. Идти к ним пешком – долго и жарко, и мы решили съехать по накатанной песчаной дороге.
Однако подъезжать близко к самим кораблям не решились – песок здесь мелкий, не утоптанный, затягивает машину на раз. Duster слегка подсел… и вот именно здесь сказалось качество (вернее, его отсутствие) залитого нами топлива. 2,0-литровому мотору не хватало мощности, он глох и звенел при попытке раскачки на первой передаче. Пришлось слегка пожертвовать сцеплением и с перегазовками вывести автомобиль из песков. Дальше рисковать мы уже не стали, и, как выяснилось позже, не зря. К этим кораблям приезжала ни одна экспедиция, и множество внедорожников едва не остались здесь же, рядом со ржавыми кораблями – слишком коварны пески, нанесенные за все эти годы ветром, между ними.
Но подойти к ним пешком никто не мешает, только раскаленный песок обжигает босые ноги, да обломки ракушек, которыми усыпано дно, колют ноги. Вот большой винт, вот руль управления, вот – якорь. Видимо, водоизмещение этих махин не позволило привезти их в основной порт, поэтому их оставили здесь, чуть поодаль. Внутрь кораблей попасть можно, но мы бы не рекомендовали. Солнце, дожди и ветер сделали свою работу качественно, и металлические конструкции, кажущиеся на вид прочными, могут обрушиться в любой момент.
Местные говорят, что если хорошенько поездить по дну Арала, то можно найти еще корабли или даже остатки моря. Но – времени нет, да и одной неподготовленной машиной пускаться в подобное путешествие рискованно и бессмысленно. Кстати, туристам на заметку – за 500 евро (плюс-минус) на такую экспедицию можно подговорить местных жителей. У них и автомобили для этого более менее подготовленные имеются.
Кстати, у самого "кладбища кораблей" есть большой мемориал, посвященный морю, и даже краткая история Муйнака и моря с черно-белыми иллюстрациями. Но больше всего печалит карта высыхания Арала – море покидало этот район медленно, но верно…
Есть здесь и кафе под логичным и атмосферным названием "Маяк". У него гостеприимные хозяева, вкусная свежая рыба и даже мини-отель в юрте, если захочется остаться. Но нас ждала Хива и долгий обратный путь домой.