Найти в Дзене
Драматургия кино

Кэрри

Вот и наступила осень, закончились летние отпуска, стартовали рабочие и учебные будни. И пока еще остатки тепла окончательно не выветрились, хочется попрощаться с летней порой обзором на бессмертную классику. В далеком 1976 году режиссер Брайан Дэ Пальма экранизировал роман "Кэрри" Стивена Кинга, тогда еще не всемирно известного беллетриста, а только восходящего на литературный небосвод писательской славы. Картину ожидала прекрасная прокатная судьба, фундаментом которой послужила не только крепко сбитая оригинальная история, но и продуманная режиссерская работа.

Кинг - хороший писатель и мастер саспенса. Но во многом его истории похожи на американский фастфуд, он вкусный, эффектный и одноразовый, хотя, в качестве исключения, у него есть добротная "Зеленая миля". Сама по себе мистическая история про затравленную девочку со сверхъестественными способностями обладает развлекательным потенциалом и не подразумевает сложных идей, что режиссер и не стремился показать в своей адаптации. Однако приемы режиссера и авторское видение истории положительно выделяют его работу от многих других экранизаций Кинга.

В картине развиваются два основных конфликта: конфликт Кэрри с обществом и конфликт Кэрри с матерью, отчего в повествовании присутствуют два кульминационных момента для каждого из конфликтов.

В открывающей сцене девочки играют на спортивной площадке. Их желтые футболки гармонируют с разметкой на игровом поле. Визуальная динамика в кадре развивается от общего к частному: в начальной точке камера захватывает множество объектов, после чего плавно наезжает на отдельную фигуру протагониста. Этот прием Дэ Пальма реверсивно использует в дальнейшем. Кэрри не может отбить мяч, и мы наблюдаем негативную реакцию одноклассниц.

Наплыв камеры с общего плана на поясной
Наплыв камеры с общего плана на поясной

Все сцены фильма Брайан Дэ Пальма выстроил очень емко и лаконично. У него нет недосказанности и незавершенности. Каждая сцена имеет завязку, развитие, кульминацию и финал.

В душевой сцене отлично показан переход от безмятежности к панике и ответной агрессивной реакции.

Крупные и сверхкрупные планы
Крупные и сверхкрупные планы

В следующей сцене Кэрри сидит в приемной директора школы. Камера захватывает будничную школьную жизнь и застывает в дверном проеме, запечатлевая затравленную девочку, зажатую ставнями. Такую композицию кадра режиссер периодически использует до самого финала.

-3

Пока учителя обсуждают инцидент, следующим кадром нам показывают интересный прием. Лицо запуганной Кэрри контрастирует с отстраненным лицом секретаря. Визуально и драматургически завершенная сцена.

-4
Искусственно созданная теснота в кадре
Искусственно созданная теснота в кадре

Через сцену с велосипедистом нам показывают мать протагониста: фанатичную и враждебно настроенную религиозную женщину. Вообще у Кинга отдельное отношение к подростковой жестокости и религиозному фанатизму в творчестве, что во многом Дэ Пальма подчеркнул и усилил.

В фильме отлично работает музыкальное оформление. Когда мать заходит в дом, ее сопровождает гнетущая музыкальная тема. Напротив, в перебивке кадров с Кэрри играет тревожная музыка. На улице солнечный день, но окна в доме наглухо зашторены, преграждая доступ дневному свету. Мы ощущаем общую безысходность. Музыкальный темп меняется в соответствии с эмоциональным состоянием героев.

Развитие сцены ссоры с деспотичной матерью. Беспомощное положение Кэрри снято с верхней точки. Доминирующее положение матери - с нижней.
Развитие сцены ссоры с деспотичной матерью. Беспомощное положение Кэрри снято с верхней точки. Доминирующее положение матери - с нижней.

Когда Кэрри выходит из чулана, она вновь оказывается зажатой как бы случайно образовавшимися рамками. На ближнем плане лицо властной и жестокой матери, а на заднем - перепуганная девочка.

-7

Сцена в классе снята с зеркальным применением приема, который использовался в открывающей сцене. Теперь динамика кадра развивается от частного к общему, по крупности происходит переход от детали к общему плану, а потом вновь глубинная мизансцена с реакциями Томи (кудрявый блондин) и Кэрри.

Плавный выход с детали на общий план класса
Плавный выход с детали на общий план класса
-9

После этого учительница отчитывает весь класс за неподобающее поведение и озвучивает выбранное наказание. Как элемент повествования, Дэ Пальма использует ругательства в адрес Кэрри на дверях спортивного зала.

-10

В развитии сцены одна из девочек-задир, Крис, входит в открытое противостояние с учителем, из-за чего ее лишают возможности пойти на бал, и она копит обиду, чтобы выместить зло на Кэрри.

Красивый и естественный переход по крупности
Красивый и естественный переход по крупности

Тем временем одна из одноклассниц Кэрри прониклась к ней состраданием и подговаривает своего парня разыграть спектакль, чтобы позвать девочку на танцы. Пока парочка разрабатывает план по приглашению Кэрри на танцы, Крис подговаривает своего парня на осуществление жестокой мести - прилюдно унизить Кэрри на виду у всей школы.

Блин, если вдуматься, это даже звучит как второсортная сериальная чушь с России-1. Но как же Дэ Пальма все это разыграл!

Когда кудрявый блондин предпринимает попытку пригласить Кэрри на танцы, она убегает от него и прячется в тесных закоулках школы. Кадры этой сцены объединены общей цветовой гаммой, глаз цепляется за цвет. Монтажная склейка со последующей сценой производится через синий оттенок.

Синий цвет сопровождает всю сцену и оригинально используется в склейке.
Синий цвет сопровождает всю сцену и оригинально используется в склейке.

Кудрявый блондин все-таки уговаривает Кэрри принять его предложение, а в это же время Крис с одноклассниками подготавливают свою злую шутку.

В сцене с ужином Керри вместе с матерью сидят напротив друг друга за длинным столом - расстояние подчеркивает удаление Кэрри от матери. Между ними вновь завязывается конфликт, мать выплескивает чай в лицо дочери, после чего психологически давит на нее, но она оказывает сопротивление и использует свои способности.

-13
-14

Пока школьники завершают свою подлую ловушку, развивается психическое расстройство матери Кэрри. Когда кудрявый блондин заезжает за Кэрри, чтобы отвести ее на бал, происходит еще одна сцена стычки матери с дочерью. Дэ Пальма использует "голландский угол", он заваливает горизонт, чтобы усилить эмоциональное напряжение. Играет тревожная музыка, взгляд камеры преследует мечущуюся из стороны в сторону обезумевшую мать, она устраивает истерику, но Кэрри жестко пресекает все попытки остановить ее.

-15

На танцах Кэрри наслаждается торжественной обстановкой. Она танцует, общается и весело проводит время в счастливом неведении, пока ее поджидает ловушка. Напряжение в социальном конфликте между Кэрри и обществом возрастает. Кэрри ставит размашистый крест рядом со своей фамилией на бланке, после чего наступает катастрофа.

В это время беспокойная мать наматывает круги на кухне вокруг стола. Камера вновь снимает с заваленным горизонтом и с верхней точки. После чего она подходит к разделочной доске и выпускает накопленную ярость на первый попавшийся под руку предмет.

-16
Выпирающий угол разделочной доски визуально усиливает напряженность и остроту момента
Выпирающий угол разделочной доски визуально усиливает напряженность и остроту момента

Кэрри и кудрявый блондин становятся королем и королевой школьного бала. В свете софитов и оваций толпы они идут на сцену. Кэрри счастлива, наконец ее приняли в свои ряды как равную. Удачная последовательность кадров резко взвинчивают динамику сцены и разрушают ореол счастья героини.

Пока учительница выпроваживает одну из учениц, Крис осуществляет свою месть. Она обнажает зубы словно зверь, атакующий свою жертву
Пока учительница выпроваживает одну из учениц, Крис осуществляет свою месть. Она обнажает зубы словно зверь, атакующий свою жертву

Наступает кульминация конфликта Кэрри - общество. Девушка, с ног до головы облитая свиной кровью, сгорая от стыда и обиды, взрывается приступом гнева и разделывается с полным залом школьников и учителей.

-19

После разборки с обидчиками Кэрри возвращается домой. Весь дом усеян горящими свечами, мебель и утварь разбросаны. Нагнетается момент развязки конфликта с матерью. Наконец, в финальном диалоге между ними, мы понимаем, что женщина окончательно сошла с ума. Наступает кульминация и яркий финал.

-20

В фильме прослеживаются два лейтмотива: огонь и кровь. Фильм начинается сценами с кровью и заканчивается, обрамленный огнем и кровью.

-21