Найти тему
Николай Цискаридзе

«Школа, без разумного участия родителя, никогда ничего не сделает»

– Николай Максимович, у меня к вам два вопроса, как к ректору прежде всего. Как вы считаете, общее образование в балетном училище, на каком оно уровне дается, это первый вопрос. И второй: как обычно складывается судьба людей из балета, когда они заканчивают танцевать?

– Ну судьба складывается у всех по-разному, в зависимости от образования, таланта, в зависимости от того, кто чей родственник и кто с кем успел пожениться правильно. Успели вы пожениться с директором труппы – будете до потери пульса танцевать и преподавать, не успели пожениться с директором – печальна будет ваша судьба. Многие, уходя из профессии, меняли жизнь кардинально, кто-то получал второе высшее образование и уходил вообще в другую сферу, кто-то наоборот действительно очень печально заканчивал. Это все индивидуально, здесь нет правил.

Что касается образования. Мне кажется, что везде сейчас преподают одинаково неважно, по одной простой причине: нет единых учебников, переписали все, что возможно, критерии наислабейшие, а требования серьезные.

ЕГЭ, с моей точки зрения – убил все и я миллион раз это произносил на всевозможных совещаниях, касающихся образования. Но есть одна очень важная вещь – полное отсутствие во многих семьях заинтересованности родителей в правильном образовании ребенка.

Школа, без разумного участия родителя, никогда ничего не сделает. Потому что у вас есть домашнее задание и вы его обязаны сделать, вы обязаны прочитать то количество книг, которые вам дают во внеклассном чтении, я уже не говорю про то, что входит в обязательную программу. Родители, с моей точки зрения, несут гораздо больше ответственности, нежели плохие педагоги. У меня педагоги были очень разные, и я всегда ставлю себя на место ребенка, особенно если возникает конфликтная ситуация, пытаюсь вспомнить, что бы я почувствовал в это время. Но дело в том, что есть «сумасшедшие» мамаши и ничего ты не сделаешь.

Мне еще очень повезло с мамой, ну, во-первых, она была педагогом, она была заслуженным педагогом Советского Союза, она была умница и очень хорошо знала детей. Она всегда понимала, когда я хочу соврать, когда я хочу сфилонить, и вовремя давала «по мозгам». Разборку с мамой лучше было не устраивать, потому приходилось учиться на пятерки.

От родителей зависит очень много. Если вы сами хотите, то ваш ребенок будет говорить на нескольких языках, если вы не хотите, он никогда не заговорит ни на каком языке. Это связано и с профессией. Если у вас есть понимание какое-то, доверие к педагогу – и он сказал, что вам надо 6 часов сидеть у рояля, значит вы должны 6 часов сидеть у рояля и делать то и то и то.

Но, к сожалению, очень часто приходят родители, которые во всем обвиняют школу, и это печально. Но я не снимаю ответственности со школы, здесь все по-разному и, к сожалению, везде человеческий фактор, как и в метро, как и в буфете, как в туалете, везде человеческий фактор.