Идея статьи появилась в процессе обсуждения статей об выборе самолета другим известнейшим асом, А.И.Покрышкиным. Покрышкин, как известно, летал на кобре, и в прошлой серии статей я пытался объяснить свое виденье - почему он выбрал именно кобру.
Почему Покрышкин отказался от Ла-7? Часть 1 - мифы
Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 2 - факты
Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 3 - незапланированная
В процессе обсуждения, естественно, начались споры о том чьи слоны самые качественные слоны в мире, наши, родные, советские слоны или заграничные элефанты. И в качестве если не пикового флэш-рояля, то уж как минимум в роли внезапно прорвавшейся в ферзи пешки, выкладывался железный аргумент:
А вот Кожедуб сбил больше Покрышкина и летал на Ла-7!
Вот и стало интересно разобраться - а как именно летал Кожедуб на Ла-7, и как добился своих выдающихся успехов.
Шаг в сторону №1.
Меньше всего я бы хотел видет споры о том кто был лучше, и как кто летал. Понятно, что после статьи о Покрышкине и Р39 статья автоматически получится в какой-то степени сравнительная - но прямые сравнения пилотов мне кажутся нелогичными.
Я буду тактику подразделений, особенности их работы - но ни в коем случае не самих выдающихся асов. У них разный стиль, разные принципы ведения боя, их подразделения получали разные боевые задачи и решали их по-разному. И сравнивать напрямую Кожедуба и Покрышкина бессмысленно.
А объединяет их то, что от обоих люфтваффе натерпелось по полной программе.
И тут же - шаг в сторону №2, как продолжение первого
Говорят, как-то Покрышкина и Кожедуба, оказавшихся вместе, спросили - так кто же лучший ас?
- Евстигнеев! - не сговариваясь, хором назвали оба трижды Героя фамилию однополчанина Кожедуба, Кирилла Евстигнеева. Воевавшего с тяжелой язвенной болезнью желудка, постоянно попадавшего в госпиталь и возвращавшегося на фронт, перенесшего 13 операций - и до 1945 года обходившего Кожедуба по количеству сбитых самолетов противника.
Иван Кожедуб вместе с другом, Кириллом Евстигнеевым, попал на фронт в 1943 году - в 240-й истребительный авиационный полк 302 истребительной дивизии. В боях 1943 года проявил себя, сбив менее чем за год 20 самолетов противника. А в конце 1943 года ситуация на фронтах существенно изменилась.
"Маршальский" полк охотников
ВВС завоевали господство в воздухе, и маршал авиации А.А. Новиков начал реализацию своей старой идеи, озвученной в письме Сталину еще в 1942 году, о создании особого, элитного подразделения воздушных "охотников". специализирующихся на поиске и уничтожения воздушных целей без привязки к определенным наземным задачам.
Таким полком, созданным лично под покровительством маршала А.А. Новикова, и стал отдельный 176 ГвИАП.
176-й ГвИАП был особым, элитным полком ВВС, не входившим в состав какой-то дивизии и подчинявшейся непосредственно руководству ВВС, и получил даже неофициальное название "маршальский". Задачи ставились отличавшаяся от тех, что решали обычные, фронтовые полки. Охотники должны были искать и уничтожать самолеты противника.
Полк отлично готовился, под руководством лучших специалистов НИИ ВВС изучались летно-технические возможности техники, своей и вражеской. Полк получил истребители Ла-5ФН, превосходившие самолеты противника.
Забегая вперед - в 1944-45 годах 176-й ГвИАП совершил 4016 боевых вылетов, из них
на прикрытие войск - 193 вылета
на штурмовку - 112 вылетов
на прикрытие аэродромов - 190 вылетов
на свободную охоту - 3521 вылет
То есть вылеты на свободную охоту составляли 87,7% от общего количества боевых вылетов. Вылетов на сопровождение своих ударных машин полк не выполнял в 1944-45 годах вообще - собранный кулак из лучших асов не было совершенно никакого смысла использовать как обычную строевую часть, привязывая к тихоходным бомбардировщикам.
Полку ставилась простая задача - искать самолеты противника, ловить их там, где они не ждут удара - и уничтожать.
В 1944-45 годах полк потерял в боях 20 самолетов и 11 пилотов. Но за то же время уничтожил 283 самолета противника. С поставленными задачами полк, очевидно, справился.
Но началось все плохо.
В одном из первых боевых вылетов в атаке на строй бомбардировщиков противника погиб командир полка, Дважды Герой СССР, прославленный ас Лев Львович Шестаков, имевший к этому моменту - марту 1944 года - 29 сбитых самолетов противника лично и 49 (!) в группе.
Прекрасная тактика ВВС - беда охотников
К 1944 году ВВС сумели завоевать господство в воздухе. Добились они этого в тяжелейшей борьбе, сумев сформировать выдающуюся, превосходящую то что было у любого противника, тактику группового воздушного боя.
Сложные, многоэтажные построения, отлаженное взаимодействие отдельных пар и групп, приводили к тому что пилоты Люфтваффе встретив таких противников буквально бились головой об стену - и были вынуждены покидать район патрулирования.
...Из предосторожности я перед атакой еще раз огляделся вокруг и заметил две вражеские машины с красными носами, приближавшиеся к нам со стороны солнца... ...Когда русские вышли на дистанцию огня, мы резко бросили наши машины в крутой вираж. Две «Аэрокобры» пронеслись мимо, поскольку из-за своей большой скорости не могли последовать за нами. Однако они не отказались от продолжения. Эти два истребителя ушли вверх и снова спикировали на нас. Они беспрерывно атаковали, вынуждая нас постоянно снижаться.
Вместо двух вражеских самолетов теперь уже было четыре. Мы выдерживали одну атаку за другой и не имели никакой возможности стрелять сами. В ведомого даже несколько раз попали.
Тогда я резко передвинул рычаг газа вперед, перевернул самолет, до отказа потянул ручку управления на себя и с 1000 метров по спирали ушел почти до уровня земли. Выровнявшись, я над самой землей помчался на юго-запад. Я увидел в позиции на 7 часов самолет и с облегчением понял, что это «сто девятый» моего ведомого. Он твердо держался позади меня и даже следовал за мной в снижении по спирали.
Я не собирался позволить русским поймать нас так легко второй раз, и потому мы быстро поднялись на 4500 метров. Но даже на этой высоте несколько «Аэрокобр» набросились на нас сверху и задали такую трепку, что я пришел в себя лишь по пути домой.
В ходе третьего вылета мы поднялись на 6000 метров; я никогда прежде не сталкивался с русскими самолетами на такой большой высоте. Но и в этот раз мы даже не смогли достичь линии фронта. Все, что я успел увидеть, – это были «Аэрокобры» выше нас. Они еще раз вынудили нас бежать. Теперь с меня действительно было достаточно, и после крутой полупетли я с ведомым отправился домой на максимальной скорости. До этого дня не было случая, чтобы русские даже не позволили мне занять позицию для атаки.
Гельмут Липферт, 203 официальные победы. "Дневник гауптмана люфтваффе"
Однако именно эта тактика группового, организованного воздушного боя, которую впитали в себя лучшие пилоты ВВС, собранные в 176 ГвИАП, стала проблемой для охотников. Она была великолепна, но совершенно не подходила для охоты.
Тактика бой воздушного охотника - совершенно иная. илотам ВВС в начале 1944 года просто неоткуда было ей научиться
Охотник не ведет групповой бой.
Охотник не должен вытеснять противника из района боевых действий, охранять переправы, даже защищать своих бомбардировщиков. Ему не ставятся такие задачи.
Задача охотника - скрытно, незаметно подобраться к врагу - далеко в тылу, там где никто не ждет атаки. Нанести молниеносный удар, уничтожить врага - и уйти, пока противник не успел опомниться.
Охотник не должен влезать в затяжные бои - он летает над вражеской территорией, и такой бой может оказаться слишком опасным. Неожиданно напал, ударил - и тут же ушел.
Эту тактику не могли использовать пилоты ВВС в 1941-43 годах. Просто потому, что были большие проблемы с реализацией главного, ключевого пункта - уйти, если ситуация невыгодная. До появления Ла-5ФН немецкие самолеты были либо быстрее, либо равны по скорости. На Р-39 или Як-1Б не уйдешь от FW-190 или Bf-109G2 - догонят. Да и летать на охоту было некогда - ВВС хватало проблем с выполнением основных оевых задач.
А когда появился Ла-5ФН - способный уйти от самолетов противника просто за счет скорости - никто еще не понимал, как это можно использовать на охоте. На охоту, где важна скрытность и внезапность, летали привычными, большими группами. 6-8 самолетов, привлекающими большое внимание. Старались вести привычный групповой бой. В общем охота не получалась. Еще и погиб командир полка - выдающий ас, Лев Шестаков.
Новый командир. Новая тактика. Новые пилоты.
На смену ему назначили, неожиданно, П.Ф. Чупикова. Известного летчика, отличного командира - но совсем не блистательного аса, как Шестаков. Правда, Павел Чупиков считался мыслящим, теоретически подкованным командиром. Перед назначением на должность командира полка беседу с ним провел лично маршал Новиков.
А сам полк пополнили молодыми, талантливыми пилотами с боевым опытом, но еще не скованными въевшейся в подкорку мозга тактикой группового боя - невероятно эффективной, но совершенно не подходящей для охотников. Среди них были молодые, но уже отличившиеся в боях 1943 года, пилоты Кожедуб и Евстигнеев.
С этого момента в действиях полка все сошлось. Появился командир, способный разработать и эффективно донести до подчиненных тактику свободной охоты. Техника, соответствующая этой тактике - и летчики, которые могли реализовать тактику свободной охоты.
Возвращаясь к особенностям тактики - главное, что требовалось от охотника - внезапность удара. А для этого - нужно подойти незамеченным. Значит охотники не могут ходить большими группами, дымя моторами на полнеба. Основная боевая единица - пара. Ведущий и ведомый.
Пара уходит на охоту - далеко в тыл, за линию фронта. Туда где помощи ждать неоткуда, искать и уничтожать противника. А значит - могут встретить противника, превосходящего их в численности. И от него нужно уйти. Иначе охотник может запросто стать дичью.
Уйти можно вниз - за счет затяжного пикирования. Но - немецкие самолеты в этом компоненте сильнее.
Уйти можно вверх, за счет скороподъемности. Но и тут оторваться от мессеров сложно. Да и не всегда возможно - вытянуть противника вверх, заставить потерять энергию и уйти с набором высоты.
Самый простой вариант - уйти от невыгодного боя за счет преимущества в максимальной скорости. Просто дать полный газ - и оторваться от преследования. А потом, когда будет удобно, вернуться.
И именно это - уверенно оторваться от преследования - позволяли советским охотникам сначала Ла-5ФН, а потом и сменивший его Ла-7.
Ни один другой самолет не давал охотникам такой свободы действий на охоте, здесь Ла-7 был безоговорочно лучшим.
Высокая скорость позволяла догонять противника, который пытался уйти - и она же давала возможность оторваться, если бой казался невыгодным.
Высокая маневренность, в первую очередь вертикальная, позволяла вести бой с преимуществом - особенно с тяжелыми FW-190. Даже если встреча на одной высоте - один-два вертикальных маневра, и Ла-7 уже над противником. И пилот Лавочкина спокойно выбирает - атаковать или оторваться.
Залп двух, а на поздних модификациях Ла-7 и трех пушек, был вполне достаточен для уничтожения противника.
И в 176-м гвардейском истребительном полку собрались пилоты, которые могли все это использовать. 29 пилотов полка заслужили звание Героя СССР. А лучшим из них стал Иван Никитович Кожедуб.
Можно смело утверждать что лучший охотник получил лучшее, самое подходящее для его задач оружие - истребитель Ла-7. Даже Як-3, уступавший Ла-7 в чистой скорости на большинстве высот, не давал таких возможностей охотникам. Сравниться с Ла-7 на охоте мог разве что Як-9У, но появился слишком поздно и был недостаточно надежным.
Итоги и выводы
Нет, не уйти нам от сравнений. Вот в этих статьях:
Почему Покрышкин отказался от Ла-7? Часть 1 - мифы
Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 2 - факты
Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 3 - незапланированная
Мы разбирали - почему же Александр Иванович Покрышкин отказался от прекрасного истребителя Ла-7 и предпочел "аэрокобру"?
И ответ оказался достаточно простым - для задач, которые решал его полк, "аэрокобра" оказалась вполне подходящим самолетом. Именно в этих условиях она могла сравниться с Ла-7, к тому же была освоена летчиками, привычна, не требовала переучивания.
И точно так же для задач, выполнением которых занимался полк Ивана Никитьевича Кожедуба, идеально подходил Ла-7. И ни один самолет ВВС , даже такие выдающиеся машины как Як-3 или Ла-7, не мог бы заменить Ла-7 для охотников. И не только ВВС - "мустанг", "спитфайр", "аэрокобра" - все они в роли свободного охотника вряд ли могли сравниться с Ла-7.
Ну а дальше - дальше нам еще найдется о чем поговорить. Отличная тема для обсуждения - самолеты ленд-лиза, та же аэрокобра. Или тщательно созданный миф о Поликарпове. А еще надо бы закончить статьи о том, зачем нужна авиация и чем определяются высоты боев на фронте, Западном и Восточном. В общем, есть о чем поговорить.
Подписывайтесь, будет интересно.
P.S. О сравнении истребителей, Як-3 и Ла-7 - вот эта серия статей может быть интересной
Первая часть Як-3 vs Ла-7. Часть I - предварительная
Вторая часть Як-3 vs Ла-7. Часть II - моторы и скорости
Третья часть Як-3 vs Ла-7. Часть III - сравнительная
Четвертая часть Як-3 vs Ла-7. Часть IV - итоги