Молодой человек передумал повторно оперироваться в Южной Корее и прошел лечение в Санкт-Петербурге по уникальной методике – удаление опухоли с помощью лазера, без трепанации черепа. Сегодня на такую операцию могут рассчитывать жители разных регионов страны.
34-летний Илья из Владивостока несколько лет боролся с раком мозга. Первый эпилептический приступ у Ильи случился еще 4 года назад.
– Тогда врачи пытались понять причины и дважды ставили мне диагноз «инсульт». От него и лечили, — рассказывает Илья. — Однажды я отправил свои снимки в одну из корейских клиник, где и стало ясно, что никакой это не инсульт, а злокачественная опухоль. Вскоре меня прооперировали в Сеуле.
Опухоль удалили. Мужчине назначили курс облучения, который он прошел в России. Но во время очередного планового МРТ снова случился сильный эпилептический припадок, и Илья попал в больницу. На снимках были видны новообразования.
– Здесь мне прогнозировали рецидив опухоли, убеждали в необходимости срочного подписания согласия на трепанацию, – вспоминает Илья. – Но на тот момент я уже знал, что в Санкт-Петербурге есть нейрохирург, который проводит такого рода операции без трепанации. Почему я не хотел трепанацию? Я видел в палате рядом с собой несколько человек, которые были в очень тяжелом состоянии после такого вмешательства.
Доктор, о котором говорит Илья – это Олег Викентьевич Острейко. Практикующий врач нейрохирург высшей категории, со стажем работы 28 лет. Именно он разработал метод малоинвазивной лазерной термодеструкции опухолей головного мозга. Преимущество ноу-хау в том, что такая технология позволяет провести операцию по удалению опухоли без трепанации черепа.
– Операция выполняется через небольшое отверстие в черепе — 15 миллиметров, — рассказал порталу «Открытые НКО» нейрохирург, доцент кафедры нейрохирургии ПСПбГМУ им. академика И.П. Павлова в Санкт-Петербурге Олег Острейко. — Через него берется биопсия опухоли, затем вводится световолокно и осуществляется воздействие на опухоль светом лазера. В результате опухоль лишается жизнеспособности. Такой метод делает операцию малотравматичной, позволяет избежать трепанации черепа, не нужно рассекать мозг для подхода к опухоли. Поэтому большинство пациентов встают и ходят уже в день операции. На 4-6 день человека выписывают.
Илья отправил нейрохирургу результаты своих обследований.
— Олег Викентьевич сразу принял твёрдое решение, что никакого рецидива по имеющимся результатам обследования нет, и он готов провести операцию без трепанации в кратчайшие сроки, — говорит пациент. — Меня в состоянии «анабиоза», фактически на уколах и таблетках, при поддержке родных и близких, переправили самолётом в Петербург. Утром прооперировали, а ещё через день я спокойно кушал в общей столовой и гулял по этажу.
Выписали Илью домой всего через 5 дней. Прошло уже несколько лет. Сейчас молодой человек ведет обычный образ жизни: работает, занимается спортом. Чувствует себя хорошо.
– Илья получает корригирующую терапию, прилетает в Санкт-Петербург раз в год ко мне на обследование. Пока никаких негативных изменений по результатам МРТ и ПЭТ не наблюдается, — говорит Олег Острейко. — Надо отдать должное и самому пациенту – он внимателен к своему здоровью, к образу жизни, питанию, мыслям.
О новом методе удаления опухоли мозга Острейко задумался больше 10 лет назад.
— Я видел сложности и тяжесть для пациентов при операциях на головном мозге, – рассказывает нейрохирург. – В 2007 году начал проводить первые исследования и делать первые шаги в направлении малоинвазивного лечения опухолей. А спустя 7 лет, в 2013 году, получил патент РФ на способ лечения глиальных опухолей с помощью лазера.
Правда, уникальную методику российский Минздрав одобрил позже. И с 2018 года открыл программу финансирования таких операций до 2021 года. Поэтому сегодня пациенты из разных регионов России могут получить квоты на проведение малоинвазивной лазерной операции в Санкт-Петербурге. Но здесь важно понимать, что не всякое новообразование можно лечить этим методом: если опухоль набрала большой объем и сильно сдавливает мозг — без трепанации не обойтись.
— К моему сожалению, ни одна из операций не дает полной гарантии, что опухоль не вернется, потому что многое зависит от того, насколько агрессивны опухолевые клетки и будут ли они поддаваться дальнейшему лечению химиотерапией, облучением и иммунотерапией. Все случаи индивидуальны, – комментирует Острейко.
В нейрохирургическом отделении Первого Санкт-Петербургского государственного медуниверситета имени Павлова уже провели 20 подобных операций. Все закончились успешно.