Сегодня моя четвероклассница встретила меня слезами и словами "Я не могу, я не буду делать эти уроки!!! Я ненавижу русский, ненавижу математику и литературу ненавижу!!". Пауза. "Английский сделала только".
Выясняем - оказывается учитель сегодня разбирала результаты проверочных работ. Остаточные знания проверяли - не всё ли вылетело из детских голов за каникулы. Размахивала дочкиной работой с ошибками перед всем классом и говорила о том, что вот тут у неё не так и вот тут неправильно. "Мама, мальчишки дразнят меня дурой после этого". Плачет в голос. Понятно, что когда выяснили - кто дразнит - это были те, у кого результаты еще похлеще. А учитель... она просто не понимает, что происходит что-то не то. Просто, понимаете. Просто - не понимает. Учитель с хорошей репутацией и космическим педстажем.
О, эта всепроникающая, уравнивающая всех система. Где к гиперактивному мальчишке, которого можно ругать или не ругать - всё равно не услышит, и к спокойной чувствительной девочке применяют одни и те же "меры". А девочка всей кожей чувствует, как к ней поворачиваются одноклассники с насмешливыми лицами и у неё сжимается все внутри. Они прекрасные ребята, одноклассники, я знаю многих лично. Но сейчас они - направлены вектором учителя "вот! посмотрите! посмотрите на нее, она сделала ошибки!!" И это почему-то НОРМАЛЬНО для школы. Унижать и не понимать. И оценка становится не показателем "вот-тут-знаю" а "вот-тут-надо-подтянуть", а инструментом разделения и власти. Для школы, которая вообще-то задумана, чтобы обучить, а не чтобы засунуть ребенка под парту поэффективнее.
Это взрослый человек может взрослому ответить: "Знаете что, Марьиванна, мне не нравится, когда мне так говорят перед всем коллективом. Я знаю, что могу сделать ошибки, но скажите об этом, пожалуйста, лично". И независимо от дальнейшего поведения Марьиванны - чувствовать себя человеком. А ребенку? Ребенку остается проглотить слёзы и идти на следующий урок.
Слышу сейчас хор голосов, которые говорят мне "идите со своими чувствительными на семейное образование, развели цац, понимаешь". И тех, кто порекомендует платную школу. И еще - педагогических работников со стажем, которые говорят - нечего-нечего. Это уже было вот здесь, в предыдущей статье. И в какой-то из статей в яжемамстве меня обвиняли тоже.
Что сделаю я? Отправлю дочку закрыться в комнате и кричать в голос, пока не порозовеют щеки и не "отпустит" зажатое слезами горло. Посижу с ней, пока она делает домашку. Покажу фрагмент интервью Познера и Литвиновой, где Рената рассказывает о том, как училась в школе. Пойду разговаривать с учителем, чтобы как-то поаккуратнее. Ну и - сменю школу в следующем году. И, надеюсь, в пятом классе с разными учителями - будет легче.
Саша.