Джонни Депп рассказывает Марку Солсбери о зубах Ванессы Паради, почему ценителям «чистого» Кэрролла не понравится его «Алиса в стране Чудес» и почему он с нетерпением ждет того, как будет работать вместе с «паинькой» Анджелиной Джоли.
Есть актеры и есть кинозведы, и очень небольшое количество тех, кому повезло быть и тем и другим. Джонни Депп никогда не уклонялся от того, что бы полностью перевоплощаться для роли, копаться в себе в погоне за персонажем, будь это удалой щеголь Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря» или Сумасшедший Шляпник в новой версии «Алисы в стране Чудес» Тима Бертона. Задумчивый, с несколько каверзным чувством юмора, с открытой и вежливой манерой, Депп не потерял ни капли своего юношеского пыла и выглядит точно также непринужденно здорово, как и всегда.
Некоторые люди склонны думать об «Алисе в стране Чудес», как о чем-то причудливом и милом ассоциируя ее с диснеевским мультфильмом 1951 года, несмотря на то, что книга Льюиса Кэрролла мрачная, загадочная и волнующая. Действительно, идеальный материал для Тима Бертона…
Здесь присутствует абсурдистская, как бы цирковая атмосфера. Некий особый вид мрачности и элемент опасности. Бурное веселье и невероятная поэтичность. Все то, что, я думаю, как раз и делает Тима Бертона Тимом Бертоном. Мрачно, остро, необычно, забавно. Эти слова могут описать не только эту книгу или этот фильм, но и Тима.
Вы всегда были фанатом этой книги?
А кто не был? «Алиса в стране Чудес» одна из 25 лучших книг всех времен. Мне всегда она нравилась, всегда нравились ее разнообразные персонажи, ее психоделическая природа и эти странные аллегорические истории внутри отдельных сюжетных линий. Мне всегда казалось, что это прекрасно.
Как вы готовились к роли?
Я перечитывал книгу незадолго до съемок и был очарован некоторыми фразами, которые показались мне ключиками к персонажу, как бы маленькими его составляющими. Например, Сумасшедший Шляпник говорит: «Я исследую слова, которые начинаются с буквы “М”», и эта фраза не имеет никакого отношения к остальной части произведения. Он имеет в виду ртуть [англ. mercury]. Но все вспомнить он не может. Помнит только букву «М». Это то, насколько далеко он продвинулся [смеется]. И конечно, если подумать, Шляпник – выражение «сумасшедший, как шляпник»; все это из-за ртутного отравления: раньше шляпники использовали ртуть в процессе производства. Парни травились ртутью и начинали становиться странными.
Вы сказали, что идея о том, как Шляпник будет выглядеть появилась очень быстро.
Почти мгновенно. Я имею в виду, у меня было достаточно ясное представление о том, как он должен был выглядеть и, конечно, обсуждал это с Тимом - хотел удостовериться, что он не против. Когда мы с ним встретились, я достал свои небольшие акварельные наброски, а он свои, мы увидели, что они не сильно отличаются. Тим сказал: «Я хочу, что б у него были оранжевые волосы». Я думаю, ему хотелось придать Шляпнику вид такого странного клоуна, сделав ему разноцветно-акварельное лицо.
Ваши персонажи всегда формируются так быстро?
Было несколько, которые появились действительно быстро; других приходилось искать. Бывает по-настоящему странно, когда ты понимаешь свой персонаж только после нескольких недель съемок и думаешь: «Черт! Могу я вернуться назад и переснять материал?». И тогда приходится делать несколько шагов назад и снимать заново. Но Шляпник появился очень быстро. Как и капитан Джек.
Это правда, что ваш Шляпник был основан на одном из ваших знакомых?
В частности, был один человек, который стал главным «ингредиентом» Шляпника но, если я назову его имя, он возможно будет обижен. Это кто-то, с кем я вошел в контакт и был очарован манерой, в которой он разговаривал. Тогда я понял, что должен впитать от него столько, сколько это возможно и однажды использовать это для какого-нибудь персонажа. Так я и сделал.
Я читал статью о вашей жене Ванессе Паради, где она утверждала, что вы взяли от нее идею, о том, что у Шляпника должен быть промежуток между зубами?
[смеется] Что ж, возможно, а какой-то степени… Французы называют такие зубы «les dents de bonheur» – «зубы счастья». Это как бы зубы на удачу, понимаете? И к стати, знаете, что с самого начала было у меня на уме? Я так привык к ее зубам – я считаю это трогательным и все такое – но на самом деле я думал о Терри-Томасе. Терри-Томас, был именно тем, кто не выходил у меня из головы.
Иногда Ваш Шляпник говорит с шотландским акцентом, а иногда с английским. Идею о шотландском вы тоже взяли от кого-то конкретного?
Я говорил с восточно-шотландским акцентом, как говорят в Абердине, в «Волшебной стране». То есть, я вроде как всегда был заинтересован в жителях Глазго, в этом есть настоящий риск.
Как по вашему мнению пуристы Кэрролла отреагируют на фильм?
Не смотри этот фильм, парень! Настоящие «ценители» Роальда Даля ни в коем случае не должны смотреть моего Вонку. Но если ты пурист, ты так же должен смотреть и Вонку Джина Уайлдера, так как сам Роальд Даль был от этого далеко не в восторге. Это же настолько разные вещи. Мы берем из книг персонажей, а затем делаем с ними парочку сальто-мортале.
Вы работали с Бертоном в семи фильмах. Что заставляет вас возвращаться снова?
Он дает тебе особое пространство для игры, для этакого баловства. Это возможность, о которой, как актер, ты мечтаешь, сказать:«Я хочу кое-что попробовать. И это может быть полнейшим дерьмом, но я хочу попробовать и посмотреть сработает ли это». Если перед тобой поставлена определенная задача и ты не пытаешься приложить чуть больше усилий, какой в этом смысл? Особенно, в работе над таким персонажем, как Шляпник. Тим предоставляет тебе это пространство, эту гибкость.
После «Алисы» вы поехали в Пуерто-Рико сниматься в «Ромовом дневнике» Хантера С. Томпсона. Адаптаптировал этот роман режиссер фильма «Уитнэйл и Я» Брюс Робинсон, последней работой которого был фильм «Дженнифер 8» 1992-го года. Каково это было с ним работать?
Да… Он отошел от дел, Господи, на 17 лет или что-то вроде этого. Просто у него не было дел. Я думаю, что последнее, через что ему пришлось пройти это студийная система. Которая показалась ему настолько отвратительной, что он перестал пытаться сделать это снова. Он просто писал и развлекался, делал то, что делал.
Вы собираетесь приступить к в четвертым «Пиратам» этим летом, кроме того, играете Тонто в «Одиноком рейнджере» и воссоединяетесь с Бертоном в «Мрачных тенях». Но для начала вы снимаетесь в «Туристе» с Анджелиной Джоли. На что это похоже?
B «Турист» вместе с Анджелиной Джоли пришло нечто особенное, это было как бы закрепленное за ней и кажется замечательным. Для меня это что-то совсем новое. Это связано с неким ощущением, которое присутствует в фильмах жанра Уайза [режиссер Роберт Уайз, автор картин «Звуки музыки», «Вестсайдская история»...], с атмосферой фильма «К северу через северо-запад», что мне очень нравится. Я видел ее в некоторых ситуациях и она кажется ужасно хорошей, знаете. Эдакой послушной девочкой. Она любит свою семью, любит своего мужчину, любит свою работу.
Марк Солсбери, Time Out | 2010 год
© Дургая планета