Найти тему
budur budur

Трайбл.

Оглавление

Трайбл (англ. American Tribal Style Belly Dance, ATS) — это система танцевальной импровизации, созданной Каролиной Нериккио (Carolena Nericcio) и её коллективом FatChanceBellyDance. Коротко именуется в статье АТС.

Истоки.

Джамила Салимпур и Бал-Анат.

Джамила Салимпур училась танцевать по рассказам своего отца, которому не раз доводилось смотреть представления Гавази во время службы в Египте. Многое ей объясняла их египетская домовладелица, другие знания Джамила черпала из фильмов. В начале 1950-х она начала преподавать танец живота, основываясь на собственных представлениях. В 1960-х годах Джамила переехала в Сан-Франциско и стала совладелицей кабаре «Багдад» на Бродвее. У танцовщиц из Средней Азии, нанятых для работы в заведении, она многому научилась и сумела каталогизировать движения, которые они использовали в своих представлениях. Так Джамила заложила основу трайбла.

Создание «Бал-Анат» можно отнести к 1968 году. Тогда ученики Джамилы стали уезжать на проходившую тогда в Северной Калифорнии «Ярмарку Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire»), чтобы выступать там с импровизированными сольными номерами. Это подтолкнуло Джамилу к организации труппы под названием «Бал-Анат» для подготовленных выступлений своих учеников. Это было варьете, где американские студенты Джамилы представляли танцы и музыку Египта, Марокко, Турции, танец Улед Найль (Алжир). В 1973 году к труппе присоединился юный Джон Комптон. Он исполнял мужской танец с подносом.

Маша Арчер.

В 1970 году Маша Арчер покинула Джамилу, отучившись у неё 2,5 года, чтобы создать собственную труппу «San Francisco Classic Dance». Её взгляды на танец, его стиль и подачу отличались от общественного мнения о восточных танцах. Маша считала, что сам танец и женщины его исполняющие достойны большего, но в то время ей приходилось мириться с неуважением к танцовщицам со стороны владельцев клубов. В течение 7 лет Каролина Нериккио обучалась у Маши Арчер в шутку называя её стиль танца живота «трайбл ар-нуво» из-за своеобразных костюмов, которые по задумке Маши отражали связь с европейским искусством. Её труппа выглядела необычно, напоминая разные восточные племена. Маша отказалась от использования сугубо арабской музыки и выступлений в ресторанах, предпочитая разные культурные события и разнообразную музыку, как народную, так и классическую.

Каролина Нериккио и FCBD.

Каролина занималась у Маши Арчер с 14 лет. В 1987 г. она организовала собственную труппу, которую назвала «Fat Chance Belly Dance». Каролина заимствовала у Джамилы концепцию племенного танца (когда танцоры стоят полукругом и очерёдно выходят в центр, чтобы выступить), а у Маши — концепцию единообразия костюмов для выступающих одновременно. Кроме того высоко поднятая грудь танцовщицы также отсылает к Маше Арчер. Каролина использует в основном музыку народов Северной Африки и Средней Азии, а движения танца сохраняет практически в оригинальном виде. В статье об истории АТС Каролина отметила, что хотела бы видеть танцовщиц на большой сцене в достойных условиях, но она понимает, что в этом случае определённая часть танца будет утеряна, то есть важной составляющей АТС всегда было взаимодействие со зрителями.

Современный АТС.

Стилистику танца можно охарактеризовать как смесь египетского танца живота, традиционных индийских танцев и фламенко. Основополагающий принцип исполнения — это синхронная импровизация. Танец исполняется танцовщицами в группах от 2 до 4 человек. Группы спонтанно формируются из стоящего позади хора. В солирующей группе впереди слева находится ведущая танцовщица. Существует довольно обширный словарь движений и перестроений, который знает каждая танцовщица. Синхронность действий достигается постоянной невербальной коммуникацией между выступающими. Поэтому часто со стороны это выглядит, как постановка.

Так же, возможен танец от лица мужчины.

Музыкальное сопровождение.

В качестве аккомпанемента используются сагаты и фольклорная, а также современная музыка. Чаще всего одновременно, иногда только сагаты. Существует несколько базовых ритмов, некоторые из которых исполняются только с определённым движением из танцевального словаря. Сагаты также иногда используются в трайбл-фьюжн.

Костюм для ATS.

Костюм танцовщицы:

  • две юбки, каждая в 25 ярдов (22,8 метров) по подолу;
  • широкие шаровары с кокеткой;
  • чёрное бархатное или яркое раджастанское чоли (блуза);
  • пояс с помпонами;
  • набедренный платок;
  • лиф, расшитый монетами и цепями завязывающийся на шее;
  • обилие массивных украшений на руках, шее и голове;
  • красивая причёска с цветами.

Мужчины подбирают наряд индивидуально, но так, чтобы он соответствовал культуре танца.

Многие танцовщицы делают масштабные яркие татуировки и тянут небольшие тоннели. Гипюровое, или сделанное из сетки чоли, сетчатые рукава на запястьях, также относятся к костюму трайбл-фьюжн.

Трайбл-фьюжн.

Трайбл-фьюжн (от англ. fusion — «смесь») — современная западная форма восточного танца живота, появившийся через слияние американского трайбла и танцев кабаре. Танцоры используют движения из поппинга, хип-хопа, танцев живота, фламенко, катхака, одисси и других форм из классических и народных танцев. Первой группой данного направления считается «Belly Dance Theatre» Джилл Паркер. Танцовщицы использовали танцевальную и миксовую музыку, привнесли театральности своим выступлениям, увеличили словарь движений.

Отличительными чертами трайбл-фьюжн от стилизованного под него шоу-бэллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.

Направления.

Танцоры вправе исполнять свои танцы согласно собственной задумке, используя элементы хатха-йоги, фаер-шоу, пои, жонглирования, балекта, циркового представления, эротического танца, бурлеска, народного танца, гимнастики, боевых искусств. Существует несколько основных направлений трайбл-фьюжн:

  • Индийский — фьюжн с Бхаратанатьям, Кучипуди, Одисси и др. классических индийских танцев.
  • Трайблеск — фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле бурлеск. В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.
  • Трабарет — фьюжн с кабаре-бэллидансом. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и др. атрибуты костюмы для классического танца живота.
  • Трайбл-фламенко — фьюжн с элементами фламенко.
  • Винтаж трайбл, Чарлстонский трайбл — чаще всего узнаваемая стилистика 20-х годов.
  • Славянский трайбл — фьюжн с элементами русских, украинских, белорусских народных танцев. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная ночь», «Уйбаба», «Джа Сурья».
  • Импровизационный трайбл (Improvisational Tribal Style, Group Improvisation Stile) — фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений, может дополнять правила перестроений на основе словаря и правил ATS, изменять костюмы ATS вплоть до трайбл-фьюжн. В данном стиле, в отличие от ATS, не обязательно играть на сагатах. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе. Существует множество первооткрывателей данного стиля. Наибольшую популярность приобрели такие коллективы, как «Унмата», коллектив Каджиры Джумани, «Wild Card» и т. д.

Музыка.

Танцы трайбл-фьюжн развивались тесно с разветвлением жанров электронной и этнической музыки. Созданная специально для танцев живота музыка называлась просто «восточной» и дала начало восточно-электронному жанру. Среди музыкантов, чьё творчество связано с трайбл-фьюжн имена: Амон Тобин, Squarepusher, Pentaphobe, Solace, «Beats Antique», Jorge Sacco, «Raquy & the Cavemen», «Dead Can Dance», August Hoerr.

Трайбл в России.

В 2005 году впервые вышла статья о трайбле в журнале «Ориенталь» и появился сайт, посвящённый трайблу. С этого момента открываются танцевальные школы, проводятся мастер-классы и выступления трайбл-танцовщиц. В 2007 году основана Российская Федерация Трайбла (РФТ), который с 2008 года устраивает ежегодные фестивали трайбла в Москве. В рамках фестивалей проводятся обучающие сессии, мастер-классы по АТС и трайбл-фьюжн, в том числе с участием преподавателей FCBD и иностранных звёзд трайбл-фьюжн.

В 2013 году по приглашению Россию посетила «королева трайбл-фьюжн» Рейчел Брайс.

Осенью 2016 года на гала-шоу московского танцевального фестиваля «Шемахинская Баядерка», состоялся дебют танцовщицы из Батайска, бывшей участницы телешоу «Танцы» на ТНТ и «Танцуй!» на Первом канале Яны Кремнёвой. Видео её выступления за пару дней набрало несколько сотен тысяч просмотров в YouTube и «покорило Facebook», набрав рекордные 20 миллионов просмотров.

Конкурсы в трайбле.

Философия трайбла не приемлет конкурсы в любых проявлениях. Они ведут к разобщению и шаблонности. Хоссам Рамзи о конкурсах в танце живота:

Конкурсы — это уловка для зарабатывания денег, чтобы стравливать танцоров, желающих получить дешёвый и бесполезный титул и хвалиться им. Но это ложь. Я никогда не обращал внимания и не ценю подобную чепуху. Это хитрость для зарабатывания денег. Нет конкурсам в танцах. Спасибо.