Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Как связаны мир отшельников и мир глобализации?

Американский фотограф Лукас Фолья (Lucas Foglia) родился и вырос на небольшой семейной ферме в пригороде Нью-Йорка, куда его родители переехали из большого города. Они выбрали путь возвращения к природе и предпочли заниматься натуральным хозяйством, что обеспечило бы им экономическую независимость. Собственно, так и произошло, и этот детский опыт предопределил профессиональный интерес Лукаса. Темы самодостаточности человека и альтернативных форм существования в природе являются для фотографа основными.

Во время учебы в Йеле Фолья начал экспедицию по юго-востоку Соединенных штатов, где исследовал быт «новых отшельников». Эти люди обеспокоены экологическими проблемами, глобализацией, неустойчивой экономикой или могут быть представителями религиозных общин. Подобно родителям автора, они покинули большие города и переехали в относительно дикие места, сохранив при этом связь с внешним миром (Интернет, мобильная связь, электричество, запитанное солнечными батареями и т.д.).

Эндрю и Таурин пьют сырое козье молоко, 2009, © Lucas Foglia
Эндрю и Таурин пьют сырое козье молоко, 2009, © Lucas Foglia

Главным для этих людей стал отказ от правил игры, сложившихся в мегаполисах . Они предпочли обществу потребления натуральное хозяйство, научились строить свои собственные дома из доступных материалов, получать воду из природных источников, заниматься охотой и земледелием.

Результатом этой экспедиции стала фотокнига «A natural order» (“Естественный порядок”), изданная весной 2012 года, в которую попало около 50 фотографий из 45 тысяч снимков, сделанных во время этой экспедиции. Фотограф комментирует: «Я встретил людей с разными жизненными целями, от пуританской до утопической, но то, что их объединяет – это непреодолимая тяга к независимости».

Свобода, о которой рассуждает в “Естественном порядке” Фолья, касается только социальных и экономических границ, и не затрагивает вопросы зависимости от природных и климатический условий. Но вскоре был опубликован проект «Frontcountry» («Фронтир», 2014), посвященный жизни ковбоев на Диком Западе. Метод исследования тот же: автор приезжает на некую «дикую» территорию, где правят свои местные законы и альтернативные сценарии жизни, изучает её и документирует. Однако, в отличие от первой экспедиции на юго-востоке страны, идиллические представления Лукаса о людях, живущих на Западе, разбились о реальность.

Сильные и независимые ковбои, передвигающиеся исключительно верхом, живущие на просторных равнинах и владеющие своим собственным ранчо оказались мифом. В реальности почти у каждого из местных жителей дом в залоге, а сельское хозяйство не помогает справиться с нуждами семьи. Это заставляет их работать на шахтах, которые хоть и дают альтернативный способ заработка, но ставят в зависимость от интересов корпораций. В любой день разработку полезных ископаемых могут прекратить и средств к существованию не станет. Работодатель продолжит поиск новых месторождений, а на выработанных территориях оставит изрытую «шрамами» землю, абсолютно непригодную для жизни. Автор признается в том, что ожидал увидеть на Диком Западе кочевника, который следует зову природы, но не человека, идущего по следам угольных и нефтяных компаний.

Третий проект «Человеческая природа» («Human nature», 2017), по словам Лукаса, посвящен людям, создающим позитивное экологическое будущее. Но несмотря на заявленный автором интерес к человеку, следует признать, что на снимках в фотокниге с одноименным названием главной героиней мы видим природу. Она предстает дикой и одновременно хрупкой живой материей, которая только принимает человека в своих недрах.

Мэгги, В ходе эксперимента по изучению механизмов познания в дикой природе, Юта, 2016, © Lucas Foglia
Мэгги, В ходе эксперимента по изучению механизмов познания в дикой природе, Юта, 2016, © Lucas Foglia

Не привязываясь больше к конкретному месту, Лукас Фолья исследует различные среды и состояния окружающего мира – фермы, города, леса, пустыни, океаны, ледники и застывшие потоки лавы. Неодинаковые на первый взгляд локации, объединяет «дикость», зачастую их недоступность и даже опасность. Место человека здесь второстепенно и меняется в зависимости от изменяемых климатических условий.

Лукас Фолья относит себя к документальным фотографам и в своих исследованиях использует метод погружения. Он наблюдает за течением жизни людей в разных обстоятельствах «знакомится с ними, строит отношения, а затем делает фотографии, которые возникают из этих отношений». Главное, что делает автор во всех трех сериях – проживает единицу времени вместе с теми людьми, которых снимает, эмпирическим путем следуя их образу жизни и мысли.

В этом подходе нет принципиальной новизны, на близком контакте с портретируемыми строилась традиция документальной фотографии. Однако, благодаря широте взгляда, Фолья создаёт высказывания масштабом больше, чем предмет его изучения: закрытые сообщества или туристические аттракционы. Его серии – это рассказ о человечестве как виде, который в своей иррациональности стремится к гармоничному существованию c окружающей средой. А масштаб среды определяется только его возможностями познания.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Анна Леготина

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.