Моя университетская подруга – из старообрядцев. По папе. В Узбекистане, а именно в Каракалпакстане, в г. Нукус (где мы жили) их называли уральцами. Почему уральцами? По молодости мы особенно не интересовались этой темой, тем более историей этой общины.
Сейчас, когда пришло время обращаться к воспоминаниям юности и «собирать камни», я начала интересоваться этой темой.
Согласно Википедии:
Казаки́ в Узбекистане представлены потомками уральских казаков, сосланных в XIX веке за мятежи в Туркестанский край и разжалованных в сельские обыватели. Первые партии ссыльных прибыли в 1877 году и были размещены в Казалинске и форте Перовском (Сырдарьинская область). В 1883 году казаки были амнистированы, но некоторые не пожелали возвращаться на родину и остались преимущественно в Нукусе. Основным занятием казаков стало рыболовство на Амударье и в Аральском море. Казаки Узбекистана исповедуют старообрядчество. В 1948 году казаки Узбекистана зарегистрировались в качестве старообрядческой общины. Экологическая катастрофа на Арале привела к миграции части казаков в Волгоградскую область.
Из ярких впечатлений – рассказы моего папы и подруги. Папа родился в Ургенче (его дед с семьей бежал от коллективизации в 30-х годах из Томской области на лошадях). Знает язык и местные обычаи. Большой любитель рыбалки на Аму-Дарье, поэтому жизнь не раз сталкивала со старообрядцами. Известно, что уральцы активно занимались промыслом рыбы на реке и в Аральском море. Так вот папа рассказывал, что старообрядцы очень настороженно относились к чужакам во всех смыслах, и если бывало попросить попить воды, то кружку после выбрасывали. «Нечистые» ведь по вере!
Наиболее полно культура, обрядность и говор уральских казаков сохранились не на их исторической родине, а в Каракалпакии, куда они были частично высланы в XIX веке. Причина этого — изолированность от русского народа и строго соблюдаемая ссыльными старообрядческая традиция, не допускающая смешения с иноверцами.
Отец подруги из семьи староверов, но никогда не придерживался религии предков, не ходил в молельный дом. Но когда заболел смертельной болезнью, велел похоронить в соответствии с религиозными обычаями отцов, в саване. Для меня, молоденькой девочки, было потрясением увидеть в Каракалпакской пустыне, на похоронах, женщин в цветных сарафанах. Было впечатление, что снимали какой-то исторический фильм!
А еще сильным впечатлением было увидеть в поселении дома-мазанки. Местное население, из совсем бедных слоев в кишлаках, проживало в таких, но чтобы русские…Кстати, почему-то к русским уральцы себя не причисляли. Впрочем, также как и кубанские казаки. Видя быт общины, казалось, что новое время никак не влияло на образ жизни. Телевизор не смотрели, газет не читали. Из запрещенного - употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса скотины, которая не была приготовлена к употреблению самими членами семьи. Хоронили членов общины на "уральском" кладбище исключительно. Но нет, все же влияло, т.к. дети из общины «разбавлялись» в браках с не со своими, ведь община почти вымирала.
В узбекском городе Нукус до сих пор существует старообрядческая община (около 37 человек) из потомков яицких (уральских) казаков. Имеется молельный дом и дедушка (настоятель). Прихожан чуть более 10 человек.
Основным занятием уральских казаков во все времена было рыболовство. С экологической катастрофой Аральского моря, казаки начали переселяться, в основном в Волгоградскую область, где схожая природа. Но уезжают, в основном, молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы. А малочисленная ныне община чем-то напоминает умирание Арала. Грустно, даже несмотря на то, что пока еще горят немногочисленные огоньки в лампадках низких мазанок на речном берегу в среднеазиатском Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.
Источник фото: http://mu-pankratov.livejournal.com/271291.html
Источник информации: Википедия. Уральские казаки.
Буду признательна, если темы в моих постах будут еще кому-то интересны и отмечены лайками! Подписывайтесь!