Натюрморт долго шел к тому, чтобы проявиться на холсте художника как отдельный вид живописи, самостоятельный жанр. Его развитие можно сравнить с проявлением фотографии с пленочного фотоаппарата: изображение становится все более отчетливым в несколько мгновений. Только натюрморту понадобилось несколько эпох, пока в 17 веке он не достиг своей вершины в работах голландских и фламандских мастеров.
Сначала натюрморт занимал весьма скромное место - вот эти предметы на египетских гробницах и храмах - это тоже своего рода натюрморт - изображение неживых или мертвых предметов. Разумеется в ритуальном смысле значение "натюрморта" здесь весьма важное: можно ли недооценить подношения богам для древних египтян?
Также важны, например, цветы на иконах, ведь они имеют символическое значение, отражают часть мировоззрения верующего.
Но эти изображения весьма просты в художественном смысле: светотень, объем - все это неважно, кроме того, что предмет "перечислен", ритуал проведен без огрех.
Отдельно стоит отметить, что иконописцы не ставили цель развивать способ художественного изображения. Смысл иконы - передать подлинное состояние, приобщить молящегося к божественному. Для этого здесь не нужно высокое мастерство изображения как такового, важно особое состояние иконописца в момент работы, которое и остается в созданной им иконе.
У греков и римлян натюрморт использовали для украшения жилища, рисунок здесь становится сложнее, чем у египтян. Но это еще далеко не "тихая жизнь вещей", как назовут натюрморт голландцы в 17 веке. - Когда предмет неживой природы стоит в центре картины и отражает что-то иное, чем просто "чайник" или "сахарница", либо что-то ритуальное, символическое\религиозное - как в религиозных картинах светских художников, где натюрморт давно присутствует как часть изображения.
- Художники стали выражать с помощью изображения простых, обыденных предметов сложные явления, имеющие отношение к внутренней жизни человека: скоротечность времени, бренность бытия, умиротворение... Это и есть момент появления натюрморта как отдельного жанра.
«Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» натюрморт, написанный в 1551 году Питером Артсеном, и одновременно бытовая живопись и пейзаж. Этот автор один из первооткрывателей натюрморта.
Собственно натюрморт (передний план картины) это лавка с напирающими на зрителя мясными продуктами, написанными весьма реалистично, детально. От этого напора мясных деликатесов в глубь картины уходят две линии (заднего плана): справа трактирщик набирает воду из колодца в кувшин (возможно разбавляет вино водой) с трактиром позади него. В левой части Мария с младенцем, верхом на осле подает хлеб нищей девочке, Иосиф за ними наблюдает. Посыл картины — общество занято мирской стороной жизни, настолько мало внимания уделяя истинным христианским ценностям, что в пору вспомнить бегство святого семейства в Египет от царя Ирода (Богоматерь с младенцем верхом на осле), избивавшего младенцев. Остроту картине придает туша быка перед трактиром, слишком похожая на распятие.
Разумеется не только голландцы и фламандцы интересовались натюрмортом. Самым первым в истории итальянской живописи натюрмортом является работа Караваджо "Корзина с фруктами". Он написал ее в 1596г.
Караваджо (и он не единственный) также использовал натюрморт в религиозных картинах, где в отличие от иконы и натюрморт развивается все более.
Будучи сформулирован как отдельный жанр где-то в 1600 г. натюрморт стал развиваться в нескольких разных видах. Среди них философский, ученый, цветочный, банкетный - накрытые столы, кухонный и т.д. Важное место занимал философско-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название "vanitas" - суета-сует. Первые такие работы появились у фламандцев, а затем пришли в Голландию, Италию, ...
Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, которые могли ассоциироваться с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду, игральные карты и кости и т.д. Этим работам полагалась и особая светотень. например как в работе Хармена Стенвейка (ниже) - бегущие тени.
Школу голландских и фламандских мастеров продолжали и другие художники. Например Жан-Батист Шарден, французский живописец 18 века.
Мне очень нравятся "естественные" натюрморты, в которых вещь является естественной частью жизни человека. В отличие, например, от "специальной" расстановки, как на картине Виллема Кальфа "Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами" (1643-44гг.). (смотрите ниже). - Все здесь слишком специально расставлено или аккуратно положено на бок. Таким часто выглядит ученический натюрморт, на котором студент учится просто хорошо рисовать предметы.
А что нравится Вам?
Спасибо за внимание и хорошего вечера!