Найти тему
Жанна

23 сентября из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Ездилъ съ собаками. Скучалъ. Спалъ. Убилъ фазана. Обдумывалъ планъ романа и началъ писать его. Надо сделать усилiе надъ ленью и завтра — дурно-ли, хорошо — писать.

1853

20, 21, 22, 23. Только два последнiе дня писалъ понемногу Отрочество. Коли приняться, то можно кончить его въ неделю. Вчера б[ылъ] у девки Ак[синьи], которая] очень понравилась мне, отдалъ ей последнiя деньги и хочу взять ее въ станицу. Завтра поеду къ ней и сделаю это предложенiе.

1855

Написалъ письмо тетке П[елагее] И[льиничне], советовалъ и обещалъ Грекамъ помощь, к[оторую] подамъ. Для 2) составилъ планъ С[евастополя] въ Ав[густе], для 3) написалъ старосте, для 4-й ездилъ на позицiю. Не писалъ Юности, не позаботился о людяхъ и не делалъ счетовъ. Завтра: для 1) пишу письмо Ник[олиньке], покупаю вола и сено у Софьи Ивановны, для 2) пишу Юн[ость] и С[евастополь] въ А[вгусте], для 3) делаю счеты и покупаю сено, для 4) езжу по дороге въ Албатъ, строю батарею (и делаю смотръ (поле [?]).

1856

Здоровье поправилось, прiезжалъ Троицкой. — Поправилъ Юность. Вторая половина очень плоха.

1857

Поехалъ на охоту, 6. Въ Судаково. Все меня считаютъ надменнымъ.

1861

Написал письмо Тургеневу. Был у Рачинского. Застал сборище молодых профессоров. — «Мы, умные, тоже, мол, можем просто веселиться». Чичерин гордится, чему я очень рад. Перечел письмо ему. — Лучше, что не послал. Пикулин будет смотреть нынче. Не ужинаю и почти здоров. — Чахотка есть, но я к ней привыкаю. — Скучаю, что слишком ограничен мой кружок. Нет ли там ее — там, где меня нет. —

1865

Лежал целый день. Ванна оживила. Читал Consuélo. Что за превратная дичь с фразами науки, философии, искусства и морали. — Пирог с затхлым тестом и на гнилом масле с трюфелями, стерлядями и ананасами. —

1884

Будизм читал. Рубил. Гулял один. —

1889

Был жив. Встал бодр и весел. Даже ночью один сам с собой улыбался. Не брался за работу до отъезда Тани. Поработал, проводил и только что хотел сесть за работу, как пришел Пастухо[в] и Шамраевский. Пастухов поступил в учителя. Тож[е] и Долнер. Буткевич Андр[ей] едет в Москву. Получил хорошее письмо от Чертк[ова]. Я посадил их читать, а сам стал заниматься Кр[ейцеровой] Сон[атой], к[оторая] уж совсем не Кр[ейцерова] Сон[ата]. Всё клонит к тому, чтобы убийство б[ыло] просто из за ссоры. Прочел историю убившегося мужа и жены, убившей детей, и это еще больше подтвердило. Потом пилил с молодыми людьми, обедал и пошел провожать их к Туле. Приятно прошелся, встретил двух Маш и с ними весело приехали домой. Статьи Шекеров прекрасные две.

Встал рано, сел за Кр[ейцорову] Сон[ату], мало сделал, полежал, пошел к Осипу и с ним и Севастьяном до обеда рубил деревья. Устал. Мыслей мало; раза два воздерживался от злобы успеш[но]. Теперь 7 часов, записал и иду наверх читать. [Вымарано 4—5 слов.] Грустно вспомнить.

Но всё хорошо и полезно б[ыло] для души. Да, с Бестужевым, к[оторый] нападал на мысль о целомудр[ии] с точки заботы о продолжении рода, говорил следующее: По церковному верованию должен наступить конец света; по науке точно также должна кончиться и жизнь человека на земле и сама земля, что же так возмущает людей, что нравственная добрая жизнь тоже приведет к концу род человеческий. Может быть, это совпадает. В статье шекеров говорится то же самое. Там говорится: почему же людям воздержанием не избавить себя от насильственной смерти? Прекрасно. Тихо кончил вечер.

1890

Если б[уду] ж[ив].

1894

Свадебн[ый] день, 32 года. Е. б. ж.

1897

Я. П. Е. б. ж.

1900

Я. П. Е. б. ж.

1902

Ясн. Пол. Все поправлялъ Х[аджи] М[урата]. Нынче утромъ писалъ немного «Къ Дух[овенству]». Хорошо думалъ. То, что записано въ № 15, нехорошо. Написалъ объ этомъ письмо Галилову, кот[орое] выпишу здесь. —

Нынче утромъ сейчасъ обдумывалъ статью о непониманiи христiанства и иррелигiозности, кот[орая] должна предшествовать статье «Къ духовенству». «Главная причина зла или бедствiй нашего времени». Такое должно быть заглавiе. Думалъ объ этомъ:

1) Церковь одела христiанство, обещающее благо людямъ, для того, чтобы съ нимъ вместе проникнуть въ среду людей и завладеть ими, въ одежды чуждыя христiанству, несогласныя съ нимъ. Люди поддались, потомъ стали понимать, что они обмануты и съ озлобленiемъ бросились на переодетое ложное христiанство. Христiанство понемногу снимаетъ съ себя чуждыя ему одежды, но обманутые имъ люди, помня все то зло, к[оторое] причинено имъ, продолжаютъ бить и гнать христiанство.

2) Говорятъ о томъ, что христiанство есть ученiе слабости. Хорошо то ученiе слабости, основатель кот[ораго] погибъ мученикомъ на кресте, не изменяя себе, и кот[орое] насчитываетъ милiоны мучениковъ, единственныхъ людей, смело смотревшихъ въ глаза злу и возстававшихъ противъ него. И Евреи, казнившiе Христа, и теперешнiе государственники знаютъ, какое это ученiе слабости и боятся его одного более всехъ революцiонеровъ. Они чутьемъ видятъ, что это — ученiе, подъ корень и верно разрушающее все то устройство, на к[оторомъ] они держатся. Упрекать въ слабости христiанство все равно, что на войне упрекать въ слабости то войско, кот[орое] не идетъ съ кулаками на врага, а подъ огнемъ непрiятеля, не отвечая ему, строитъ батаре[и] и ставитъ на нихъ пушки, к[оторыя] навер[ное] разобьютъ врага.

3) Мне кажется, что главный интересъ нашего времени въ томъ, что идетъ основная борьба на жизнь и смерть между двумя внушенiями, гипнозами: внушенiемъ физическимъ — церковнымъ, государственн[ымъ], военнымъ, и внушенiемъ невещественнымъ — умственнымъ, внушенiемъ печати. Враги церкви и государства знаютъ, что ихъ сила въ слове, въ печати, въ умственномъ однообразномъ развитiи массъ.

1905

Кончилъ К[онецъ] В[ека]. Маша вне опасности. Милое, духовное письмо. — Сейчасъ — утро — письмо отъ интелигентн[аго] сына крестьянина съ ядовитымъ упрекомъ, подъ видомъ похвалы Вел[икому] Гр[еху], что я самъ не отдаю свою землю. Ужасно стало обидно. И оказалось на пользу. Понялъ, что я забылъ то, что живу не для добраго мненiя этого кореспондента, а передъ Богомъ. И стало легко и даже очень. Да, никогда не забывать всю серьезность жизни.

1909

Здоров. Ходил. Встретил посетителей. Один, Ерофеев, умный, но, очевидно, славолюбивый и даровитый. Дома не неприятно, просто. Письма мало интересные. Ничего не могу делать. На душе недурно. Не принуждаю себя. Ездил верхом на Рвы, встретил Андр[ея] с женой. С ним тяжело. Обед с шампанским, дорогие блюда. Тяжело. Утром просители, тоже оч[ень] тяжело. И не совсем хорошо себя вел. Сейчас вечер, ложусь спать, не берусь за запись из книжки. Не хочется писать.

1910

Нынче съ утра С[офья] [Андреевна] ушла куда то; потомъ въ слезахъ. Было оч[ень] тяжело. Куча писемъ. Есть интересныя. Саша раздражена и не права. Обедалъ, читалъ М[акса] Мюллера Инд[ейскую] философiю. Какая пустая книга. Потерялъ маленькую книжечку.

Былъ Николаевъ съ милыми мальчика[ми]. Ложусь, 12 часовъ. Избегаю пассьянсы, хочу избегать игры. Жизнь только въ настоящемъ.