Найти в Дзене
Жанна

21 сентября из Дневников Л. Толстого

Оглавление

1852

Целый день болели зубы, читалъ для пр[оцесса] чт[енiя]. —

1854

Утро болталъ съ Бабар[ыкинымъ] и Шубин[ымъ] о [?] д[елахъ] об[щества]. Былъ у Ш[убина] и Н[евережскаго] и у Стал[ыпина]. Исправленiе от л[ени], безх[арактерности] и раздр[ажительности].

1855

Я пропаду, ежели не исправлюсь. Съ теми данными характера, воспитанья, обстоятельствъ и способностей для меня нетъ середины, или блестящая, или жалкая будущность. Все силы моего характера на исправленiе. — Главные пороки. 1) Безхарактерность — неисполненiе предначертанiй. Средство исправленiя 1) знать общую цель и 2) обдумывать и записывать будущiя деянiя и исполнять ихъ, хотя бы они были дурны. — Цель моя 1) добро ближняго и 2) образованiе себя въ такой степени, чтобы я былъ способенъ делать его. — 2-ая въ настоящую минуту важнее первой, поэтому и помни все сделанныя предначертанiя, хотя бы они были противны первой общей цели. Назначать впередъ деянiя, сначала какъ можно меньшiя и легкiя и, главное, не противуречащiя одне другимъ. Моя главная цель въ жизни есть добро ближняго, и цели условныя — слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему. 1) Богатство, основанное на трудах полезныхъ для ближняго, оборотахъ, и игре, и направленное для добра. 2) Слава служебная, основанная на пользе отечества. — Въ дневнике буду разбирать, что я сделалъ каждый день для достиженiя сихъ 4-хъ целей и 2) сколько разъ не исполнилъ предназначеннаго. —

Завтра для 1-й пишу письма теткамъ и брату Дмитрiю, узнаю о пище, здоровье и помещенiи людей, для 2-й составляю планъ статьи и пишу ее (или Юность) и Юность, для 3) делаю счеты и пишу старосте, для 4-й узнаю местность. —

1857

Ожиданье, ничего не делалъ. Рано всталъ. Максимъ возился.

1865

[Черемошня]. Поехали к Дьяковым. И у Дьякова сложился именинный обед с соседями. А. Сухотин — приятен. К. Сухотина плясала с бабами — дикое выразилось в ее взгляде. Я не могу себе объяснить ее иначе, как отсутствием рефлексии.

1884

Был Урусов. Я хотел писать и не мог.

1889

Я. П. Поздно. Ночью кошмар; сумашедшая, беснующаяся, к[оторую] держат сзади. Читал и писал немного. Окончательно решил переделать, не надо убийства. Пошел пилить с В. и мужиком Грумантск[им]. Маша хоро[ша]. Одна радует. Приехал Бестуж[ев] и Раевский. Зачем я им? После обеда, при них опять мучительный разговор о том, что «у ме[ня]» печатать. И опять я не могу жалеть слепого, а сержусь на него. Уехали Бест[ужев] и Раевс[кий]. Записал и посижу, читая.

Да, хочется умереть, виноват. Я б[ыл] в упадке духа главное от того, что как будто забыл свое дело жизни: спасти, блюсти душу. Сегодня 21 думал: славянофильство это любовь к народу, признание истины в его формах жизни. У нас это произошло от того, что благодаря Петру русское высшее сословие усвоило себе всё, что сделал запад, стало на тот путь, где видно, что идти дальше некуда, стало на эту точку зрения тогда, когда народ еще не вышел из старого республиканского склада жизни. И вот это высшее сословие видит, что не надо идти за ними, а надо попытаться удержать старые справедливые формы — сознательно.

1890

Жив. Утро то же. Ругин. Решил с ним идти в Тулу к Ал[ексею] Митр[офановичу] узнать о высеченном человеке. Дошел хорошо, но устал. Давыдова нет. Мать Ал[ексея] Митр[офановича], хорошее впечатление. Правда, что секут. Вернулся по поезду. — Думал: Как определенно ровно настолько уменьшается потребность мирского рассеяния, забот, похотей, насколько наполняет душу духовная жизнь. Это вижу на Маше. От Левы письмо, что он буд[ет] жить у Наг[орновых]. Я очень рад — а то не мог бы скрыть своего недовольства.

То же. Утром писал заключение — не дурно, но вяло. — Потом читал. Вечером приеха[ли] Сер[ежа] и Львов. Писал и гулял. Ложусь.

Думал: то, что теперь дает наука, это только указание того, как много может сделать человек, как много впереди ему в области матерьяльной. Еще боль[ше] в области духовной — любви.

Мне грустно. Молюсь и тем поддерживаюсь. Теперь 12.

1894

Я. П. Е. б. ж. Приехала Холевинская.

1897

Вчера написал письмо С[оне] о том, что я не могу руководиться в своем писании ее суждениями. Писал от души и с добрым чувством. И с таким же чувств[ом] приняла и она. Вчера докончил перевод с Langlet. Нынче занят б[ыл] искусством, но очень не пошло и потом прежнее не понравилось. С[оня] приехала нынче. Ночью думал о выделении похоти из любви и о том, что эфир есть внечувственное познание. Теперь 1-й час ночи, жду Илью с Андреем. Написал сейчас письма редактору Tagblat Stokholm и Ч[ерткову].

1902

Нынче 21 Сент. Ясн. П. Продолжаю записывать.

11) Те нелепости, противоречiя, кот[орыя] вбиваютъ въ голову детямъ внушенiемъ, прiучаютъ ихъ къ воспринятiю нелепостей, делаютъ не только возможнымъ воспрiятiе всякихъ нелепостей, но делаютъ невозможнымъ удержанiе разумнаго; все равно, какъ если просунуть, протащить въ щель закрома толстую вещь, то въ эту щель пролезетъ и мышь, и высыпется зерно.

12) Если идеалъ матерьяльное благо, то нетъ никакой надобности ни въ какой добродетели, à moins que то, чтобы добродетель содействовала матерьяльн[ому]. Добродетель же всякая не только не содействуетъ мат[ерьяльному] бл[агу], но всегда почти противуположна ему. И потому, какъ только высшiй идеалъ мат[ерьяльное] благо, такъ все разговоры о нравственности — ложь, всякое же нравственное действiе есть отступлен[iе] отъ идеала.

13) Есть увлеченiе въ злости, въ недоброжелательности, въ подъискиванiи обвиненiй противъ того человека, къ кот[орому] недоброжелателенъ. И потому надо воздерживаться отъ этого взбиванiя въ себе такого недоброжелательства — бояться заводить такое уксусное гнездо злобы.

14) Воспоминанiе не есть ли сознанiе или скорее сознанiе не есть ли воспоминанiе?

Воспоминанiе есть сознанiе во времени и пространстве, сознанiе, окрашенное явленiями матерiи и пространства и проявляющееся во времени; сознанiе же есть воспоминанiя о прежней жизни, очищенное отъ всего временного, пространственнаго. Безъ сознанiя не можетъ быть воспоминанiя. Помнишь только, чтò пережилъ съ сознанiемъ. (Неясно, буду продолжать).

15) Человекъ сознаетъ себя и животнымъ, и духовнымъ существомъ, и эти два сознанiя, или два полюса, такъ регулируютъ жизнь человека, что онъ никогда не можетъ быть ни счастливъ, ни несчастливъ; главное же, не можетъ ни одинъ человекъ быть счастливее, или несчастнее другаго. Чемъ больше страдаетъ, замираетъ животная сторона, темъ больше освобождается и получаетъ удовлетворенiе духовная сторона человека, и чемъ больше удовлетворяется животная сторона, темъ более страдаетъ, замираетъ духовная сторона. И наоборотъ, чемъ больше страдаетъ, замираетъ духовная сторона, темъ более удовлетворяется животная, и чемъ больше удовлетворяется духовная сторона, темъ больше страдаетъ животная.

1905

Унылое состоянiе. Началъ думать, что это отъ того, что никто меня не любитъ. Сталъ перечислять всехъ не любящихъ. Но вспомнилъ, за что меня любить? Именно не за что. Только бы мне любить, а это ихъ дело. И любятъ меня много больше, чемъ я того стою.

Потомъ ночью много думалъ о себе. Я исключительно дурной, порочный человекъ.

1) Во мне все пороки, и въ высшей степени: и зависть, и корысть, и скупо[сть], и сладострастiе, и тщеславiе, и честолюбiе, и гордость, <и злоба>. Нетъ, злобы нетъ, но есть озлобленiе, лживость, лицемерiе. Все, все есть, и въ гораздо большей степени, чемъ у большинства людей. Одно мое спасенье, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. Отъ этого они называютъ меня психологомъ.

2) Думалъ еще о времени. Мiръ, Все, Богъ сущеетвуетъ безъ времени и пространства. Но я, отдельная духовная частица Бога, могу видеть Мiръ, Все, Бога только въ пространстве черезъ вещество и во времени черезъ движенiе.

Мiръ, Все, Богъ существуетъ неизменно, но я, составляя частицу его, сознаю его во времени моимъ движенiемъ жизни въ известный моментъ его и моимъ теломъ въ известномъ пространстве его. (Нетъ, не вышло.)

1909

Спал лучше. Приятно ходил гулять. Много писем, статью о руг[ательных] и письма отвечал и читал. Были Александри, Попов, Димочка. Скучно. Ездил верхом, наслаждался. На душе что-то странное, новое, радостное, спокойное, близк[ое] к смерти. А сейчас ложусь спать, и что-то грустно, оч[ень] грустно. Помоги, Бог, исполнять Твою волю, жить Тобою. Когда вспомню — и хорошо. Но вспоминаю только, когда один. Ложусь, 12-й час.

1910

Мало спалъ и какъ будто возбужд[енъ]. Гулялъ. Хочется писать.

— Исправилъ Грота. Ездилъ къ В[ере] П[авловне], съ Таней и М[ихаиломъ] С[ергеевичемъ]. Больше ничего.