Ну, вот мы и дождались новой порции анархии, бесчинств и смертоубийств. Встречайте, третья часть «Чистки». Она же «Судная ночь». Единственная ночь в году в «благословенной» Америке, когда разрешены все преступления, в том числе и убийства. Если быть точным, то граждане страны, показанной в фильме, предпочитают только убивать. Казалось бы, прекрасная возможность раз в году безнаказанно кого-нибудь ограбить (мы же, в конце концов, не политики, мы не можем грабить круглогодично). Но, нет, давайте лучше пустим кому-нибудь кровь и будем смотреть, как бедняга умирает.
Сюжет фильма крутится вокруг сенатора Чарли Роан, которая участвует в президентской гонке. В случае победы, она планирует положить конец ежегодной вакханалии, так как считает, что это аморально и вообще кошмар. Почему подобных мыслей не возникло у других политиков раньше – загадка.
Однако новые отцы-основатели не дремлют. Они планируют избавиться от назойливого сенатора, которая вот-вот порушит дело всей их жизни. Ради этого они отменяют иммунитет чиновникам высшего ранга (раньше их нельзя было убивать) и нанимают банду фашистов-отморозков, чтобы те устранили сенатора. Несмотря на грозящую ей опасность, сенатор отказывается в ночь Чистки прятаться в убежище и остаётся дома, под присмотром охраны, в которую входит Барнс – суровый мужик, профессионал своего дела. Именно он в одну из прошлых Чисток хотел отомстить убийце своего сына, но вовремя остановился. Барнс полностью поддерживает идею сенатора Роан по отмене Чистки.
Собственно, идея Роан провести ночь в своём доме плохо заканчивается. Её предаёт часть охраны, которая впускает в жилище сенатора тех самых фашистов-отморозков. И если бы не Барнс, то сенатор отправилась бы на тот свет. Кое-как сбежав, парочка выходит на улицы, полные кровожадных отморозков.
Как и в предыдущих двух частях сюжет прост как смысл жизни. Но на этот раз в социальную составляющую фильма вплели немного политического триллера. Фильму это пошло на пользу, сделав его чуть (самую малость) интереснее. Третья часть продолжает традиции второй, но с несколько большим размахом (напомню, что первая «Чистка» была камерным триллером, где действие происходило в одном отдельно взятом доме). В сюжетном плане было добавлено больше всяких мелочей, вроде «Санитарной службы Чистки» – это люди, которые в ночь длинных ножей ездят по городам и собирают трупы, дабы не портить санитарную обстановку. А я-то всё думал, кто с утра пораньше убирает улицы от покойников и прочего мусора. Ещё нам показали неких туристов-убийц, которые прибывают в Америку накануне Чистки, чтобы принять в ней участие. Такой вот новый вид экстремального развлечения.
Касательно персонажей. Это главная беда всех фильмов. Особенно второй и третьей. Количество лиц, мелькающих на экране, превышает все разумные пределы. И мы, вроде бы, должны этим людям сопереживать. Но вместо этого получается очередной раунд игры «Угадай, кто доживёт до финальных титров, а кого пустят в расход». Если во время просмотра вам вдруг показалось, что кого-то из персонажей убьют, то вам не показалось. Угадывание практически 100-процентное.
Выделяются только два персонажа – это Барнс и Чарли Роан. Их показали более-менее внятно. Один – суровый охранник, который готов пожертвовать собой, чтобы спасти сенатора. Другая – политик, немного идеалистка, но за этим идеализмом стоит печальное прошлое. Эти двое прекрасно дополняют друг друга и, можно сказать, тянут на себе весь фильм.
Несмотря на творящийся на экране беспредел, в третьей части «Чистки» режиссёр и сценарист Джеймс ДеМонако (снял все части) решил, что самое время добавить несколько шуток. Шутки получились так себе, но один раз даже вышло в тему и разрядило накалённую обстановку (смеялся весь зал – я и тот парень в третьем ряду). Зачем это было сделано – одному ДеМонако известно. В фильме с таким сюжетом нет места для юмора. Ну, это сугубо моё мнение.
Во всех частях «Чистки» большая часть злодеев носит маски. Зачем они это делают? Скорее всего, для того, чтобы их не опознали соседи. Допустим, что вы в течение года страдали от того, что ваш сосед на полной громкости слушает тяжёлый металл. И в один прекрасный момент вы понимаете, что у вас есть шанс избавиться от соседа. Вы покупаете мачете, затачиваете его и ждёте Чистки. И вот настал ваш звёздный час. Вы врываетесь к соседу в квартиру, с целью порубить этого подонка на кусочки, а вас там встречают с автоматом. Кое-как убежав и пережив Чистку, вам потом придётся целый год смотреть этому соседу в глаза. Довольно неприятно. А тут надел маску, и никто вас не узнает.
Должен сказать, что «Чистка» – это просто галерея дурацких масок. И часть третья переплюнула вторую. Я не знаю, кто был дизайнером масок, но если Чистку действительно введут, то его надо будет забить этими масками до смерти. Они большие, они глупые, в них неудобно убивать, и даже измазывание их кровью не делает их страшнее.
В «Чистке: год выборов» увеличилось количество глупых моментов, которые (наверное) по задумке авторов должны были показать весь ужас ситуации, когда люди, опьянённые вседозволенностью, превращаются в монстров. Эти сцены показывают то нормально, то включают замедление. Такое вот операторское решение. Вот сцена, где разодетые в белое девицы кружат аки феи вокруг дерева, на ветвях которого висят жмурики. Одна из девиц истово пыряет ножом мёртвое тело. Как эти милые девушки с колюще-режущими смогли повесить тех ребят не уточняется. Или вот мадам сидит на лавочке, поёт песенку и со спокойствием священной коровы смотрит на покойника, горящего на асфальте рядом. Глупо и жутковато (скорее глупо).
Фильм закончился и, судя по финальным кадрам и кассовым сборам, нас ждёт очередное продолжение. С анархией, хаосом и полноценной гражданской войной. Голливуд не позволит резать курицу, покуда она несёт золотые яйца. Ждём-с.