Советский Союз до сей поры у многих вызывает противоречивые чувства ностальгии. Вот, мол, как славно жилось в ту пору! Правда, забывают многие нюансы, которые превращали страну в Обитель зла в глазах зарубежной общественности, наводя трепет на собственных граждан.
Ряд законов советского уголовного кодекса вызывали не просто трепет, а панический ужас.
Например, в череде первых законов юного Союза, раздираемого на части гражданской войной и происками контрреволюции, а именно запрет на торговлю и товарно-денежные отношения, который приняли в декабре 1918-го. Все торговые взаимодействия властные структуры сосредоточили в своих руках – обычным людям оставался только натуральный обмен. Крестьяне могли обменивать выращенный ими хлеб на товары быта – но не продавать его за дензнаки. Причины закона были просты: пятимиллионная армия голодала. Неудивительно, что партия большевиков объявила монополию на зерновые запасы страны. За нелегальную торговлю полагался арест и, зачастую – расстрел. Страшный декрет, который унес жизни огромного количества людей, отменили лишь в 21-м году.
Пресловутый «Закон о 3-х колосках», который утвердили августовским декретом от 1932-го, узаконил смертную казнь за любой вид воровства в имущества, поставленного на баланс коллективных хозяйств. Послабление нарушителю декрета выносили лишь в том случае, если он доказывал, что совершил хищение с целью накормить умирающих членов семьи – за это ему грозило «всего лишь» десять лет тюрьмы. Собственно, название четко указывало о том, что объемы кражи не имеют значения. Декрет вынужденно отменили в 36-м – тюрьмы за три года попросту переполнились.
Закон о наказании несовершеннолетних, утвержденный апрелем 35-го, снижал планку возраста преступников до двенадцати лет (с прежних четырнадцати). Смертную казнь к малолетним правонарушителям могли применить только по достижении ими восемнадцати лет. Конечно, эта мера была продиктована чудовищным ростом беспризорничества, которое, в свою очередь, являлось следствием политики раскулачивания крестьян и мер по коллективизации. Подростки сбивались в шайки, совершая преступления, подчас, не уступая в жестокости взрослым. Этот закон отменили только в 59-м.
Закон о пересечении границы гражданами Союза с целью обрести приют в другой стране с июня 35-го года приравнивал этот поступок к предательству – со всеми вытекающими последствиями. Перебежчиков ловили и расстреливали. Конечно, в основном, этот декрет коснулся военнослужащих и должностных сотрудников. Но тем, кто проживал на приграничных территориях и в свое время привык периодически «захаживать на другую сторону» тоже досталось полной мерой. Этот же декрет сурово наказывал родственников, которые не донесли на перебежчика, запланировавшего упорхнуть за границу – они получали от пяти до десяти лет тюремного заключения с конфискацией имущества. Если доказывалось, что родственники не знали о готовящемся побеге – им выписывали «путевку» в Сибирь сроком всего лишь на пять лет.
Закон отредактировали только при Никите Сергеевиче Хрущеве – при нем перебежчиков перестали казнить, а их родичей – сажать и ссылать. Полностью закон отменили только после того, как Союз распался.
Июньский закон 1940-го приняли закон, согласно которому двадцатиминутное опоздание на место работы расценивали, как прогул. Работникам было запрещено инициировать процедуру увольнения и переводиться на другое место работы, если начальство этого не разрешило. В те времена рабочие увольнялись массово.
Наказанием за нарушение закона об опоздании служили исправительные работы и периодическое удержание 25% заработной платы сроком на полгода. В случае рецидива наказанному работнику уже грозила тюрьма. До отмены закона (апрель 1956-го) от карательных санкций пострадали порядка трех миллионов человек.
Подписывайтесь на канал, и мы расскажем много интересного о целой странице нашей истории - СССР.
Читайте также: Страна, которую нельзя было победить. Самые интер