21 июля 2011 года Румынская православная церковь канонизировала Трансильванского митрополита XVII века Симеона Штефана (Simion Ştefan). 7 марта 2018 года синодальным решением его имя было внесено в месяцеслов Русской православной церкви.
Симеон Штефан с 1648 года был митрополитом Ардяльским с резиденцией в Альба-Юлии. Под его руководством был напечатан первый полный перевод Нового Завета на румынский язык. В своём предисловии к этому изданию митрополит Симеон поднял вопрос о необходимости унификации различных румынских диалектов в единый литературный вариант. В 1651 году на румынском языке была напечатана «Псалтырь».
Хотя митрополит Симеон, как и его предшественник, был утверждён на своём посту кальвинистским князем Ракоци, и даже был вынужден подписать кальвинистское исповедание веры, он оставался непримиримым противником кальвинизации Церкви в Трансильвании. Вопреки требованиям князя он запрещал своим священникам убирать из храмов иконы, требовал проповедовать о том, что в Святом Таинстве верные причащаются истинных Плоти и Крови Христа. Он также запретил распространять новый катехизис, который подготовили кальвинисты.
Симеон Штефан умер 1656 году.
Однако нам кир Симеон интересен не своими заслугами перед православием и румынами, а своим вкладом в распространении унии среди карпатских русин. В 1651 году митрополит Симеон по просьбе католического примаса Венгрии Георгия Липпаи (Lippay György) совершил епископскую хиротонию[1] сербского монаха из ордена святого Василия Великого Петра Парфения Петровича (Петар Партеније Петровић), который был одним из инициаторов заключения Ужгородской унии в 1646 году. Мукачевский епископ Васыль Тарасович OSBM[2] назначил его своим преемником.
По мнению Э.Хр. Зуттнера православный митрополит был осведомлён об униатстве Петра Парфения и осуществил его хиротонию для «спасения унии и обеспечения местной Восточной Церкви поддержки католиков для противодействия кальвинистам».
Несмотря на своё рукоположение Пётр Петрович смог приступить к управлению Мукачевской епархией лишь в 1664 году незадолго до своей смерти[3]. Признание епископской власти со стороны Папы Римского было получено лишь в 1655 году. Сомнения Ватикана были вызваны тем, что хиротонию совершил православный епископ, а не кто-то из Киевской греко-католической митрополии. Сомнения Ватикана были развеяны лишь после получения письма от примаса Венгрии, который подтвердил, что православный владыка совершил хиротонию по его просьбе, и был в курсе униатства Петра Петровича.
В 1659 году Петра Петровича признал император Леопольд I. В 1660 году, казалось, все препятствия были устранены, так как после смерти князя-кальвиниста Георгия II Ракоци (II. Rákóczi György), его супруга София Батори (Báthory Zsófia) вернулась в католичество. Однако у Софии Батори были свои планы на Мукачевскую епархию, и она обратилась к киевскому митрополиту Гавриилу Коленде с просьбой о рукоположении нового епископа.
В 1663 году на Соборе в Жировичах было принято решение обратиться к Папе Римскому для подчинения Мукачевской епархии власти Киевского митрополита и рукоположении нового епископа. Переговоры с Римом были поручены Холмскому епископу Якову Суше.
Узнав о переговорах Руской унийной церкви с Папой Римском о юрисдикции над Мукачевской епархией, София Батори изменила своё мнение и признала Петра Петровича, который вопреки воле Рима был подчинён латинскому архиепископу Эгера.
Источники:
- В. Фенич. Між окцидентализмом та орієнталізмом: Ordo Sancti Basilii Magni Ruthenorum в релігійному та культурному житті Мукачівської єпархії (до початку XX ст.)
[1] По некоторым данным в хиротонии участвовали ещё двое румынских православных епископов.
[2] Васыль Тарасович также подвергался гонениям со стороны кальвинистов, подвергался тюремному заключению, и под пытками отрёкся от унии, однако после освобождения продолжил политику соединения православных с Римским Престолом.
[3] Умер в том же 1664 году.