Вашингтону следует понять, что положительный сдвиг в затянувшемся кризисе с Ираном может наступить только в результате переговоров на самом высоком уровне.
13 августа Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи встретился в Тегеране с представителями хуситов. Это была крайне редкая открытая демонстрация поддержки Тегераном шиитских повстанцев в Йемене.
Все четыре года, что идет война в Йемене, Иран старался не афишировать поддержку хуситов. Однако последние события внутри возглавляемой саудитами международной коалиции, воюющей в Йемене, и успехи самих хуситов изменили расклад сил и придали иранцам уверенности. Публичная встреча в столице ИРИ на фоне разлада в коалиции свидетельствует об укреплении связей между Ираном и хуситами. Здесь следует помнить, что отказ от поддержки хуситов является одним из требований, предъявляемых Вашингтоном Тегерану.
Йемен не единственное нестабильное государство в регионе, где ИРИ укрепила свое влияние. На большом пространстве Ближнего Востока от Бейрута до Кабула Иран уже давно является одним из главных игроков, авторитет которого в последнее время значительно вырос. Поэтому сейчас крайне важно для Соединенных Штатов, считает авторитетный журнал National Interest (NI) преодолеть враждебное отношение к Ирану и предпринять шаги для стабилизации положения в регионе и окончания вечных войн. Ядерная сделка и необходимость деэскалации напряженности в Персидском заливе - только начало, но не конец мирного процесса на Ближнем Востоке.
Тегерану сейчас грех жаловаться на дела в регионе. В Сирии Башар Асад остается у власти при продолжающейся поддержке России и Ирана. ИРИ сейчас переходит к использованию экономических возможностей в Сирии. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров с главными игроками, администрация Трампа упрямо продолжает работать с ограниченным кругом союзников. Последним примером такого сотрудничества является соглашение Вашингтона с Анкарой о создании зоны безопасности на севере САР. Сохраняющаяся патовая ситуация, в которой США продолжают всячески противодействовать России и Ирану, не сулит ничего хорошего не только сирийцам, но и самим американцам, которых при таком положении дел могут ждать долгие и долгие годы военных маневров и дорогих операций без особых результатов.
В Афганистане администрация Трампа приближается к заключению соглашения с движением «Талибан», запрещенным в России. Сделка с талибами позволит Вашингтону значительно уменьшить военное присутствие в этой стране и фактически закончить самую долгую войну в истории Америки, которая длится уже 18 лет.
Иран, со своей стороны, ведет собственные переговоры с талибами. Еще один штрих, говорящий о влиянии иранцев в этой стране: Тегеран стал в прошлом году крупнейшим торговым партнером Афганистана. Экономические отношения между Тегераном и Кабулом настолько сильны, что США были вынуждены сделать исключение по санкциям для иранского порта Чехбехар, через который проходит очень много грузов для Афганистана.
Иран постоянно наращивает присутствие и авторитет в региональных конфликтных зонах. Влияние Тегерана на шиитские милиции, тесные экономические связи с Ираком, очень близкие отношения с ливанской Хезболлой, крепкие культурные и исторические связи с Афганистаном… рычаги успешного усиления влияния Тегерана в регионе можно перечислять еще долго.
Когда администрация Обамы подписала в 2015 году Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA), больше известный как ядерная сделка по Ирану, ядерная проблема, связанная с Ираном, казалось, была решена. О таком прорыве в ирано-американских отношениях, достигнутом исключительно за счет переговоров, а не санкций и давления, после 1979 года нельзя было и мечтать. Прорыв и уважительные отношения между госсекретарем Джоном Керри и главой МИД ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом привели к освобождению американских моряков Тегераном в январе 2016 года. Однако вместо того, чтобы воспользоваться этим прорывом для дальнейшего продвижения вперед в решении других проблем с Ираном, администрация Обамы внезапно остановилась, очевидно, почувствовав, так сказать, цену вопроса в Вашингтоне, где доминировало крайне враждебное отношение к Ирану.
Ядерная сделка стала окончанием прогресса в отношениях между США и ИРИ. В результате снятые в 2016 г. санкции были в прошлом году восстановлены и даже усилены. Вашингтон также продавал Саудовской Аравии оружие для кровавой войны в Йемене, а Конгресс США продлил Санкционный закон против Ирана еще на десять лет. Стало очевидно, что заработанный с таким трудом дипломатами капитал сгорел в топке внутреннего сгорания.
После избрания президентом Дональда Трампа, назначения советником по национальной безопасности Джона Болтона и кампании «максимального давления» на Иран мечта о реальной нормализации отношений между США и ИРИ быстро улетучилась. С другой стороны, не менее очевидно и от этого никуда не деться, что и Ирану, и Америке нужны дипломатические переговоры на высоком уровне для того, чтобы ослабить напряженность не только в отношениях друг с другом, но и на всем Ближнем Востоке.
Сейчас американские санкции против Тегерана находятся на пике. Администрация Трампа призывает создать международную коалицию для обеспечения безопасности судоходства в Ормузском проливе и Персидском заливе. США и Иран уже не раз сбивали беспилотники друг друга. Сейчас остается только мечтать о встречах дипломатов двух стран на любом уровне. Складывается стойкое впечатление, что в Вашингтоне не понимают, что такая ситуация подталкивает Тегеран к более агрессивной политике в регионе с целью предотвращения войны. Особенно, это заметно на примере Сирии и Ливана, где прочно обосновалась Хезболла, которая может нанести серьезный удар США или Израилю в случае нападения на Иран.
Кампания «максимального давления» Трампа стала бумерангом и рассорила американцев не только с европейскими союзниками, разочарованными односторонним выходом США из иранской ядерной сделки, но и с союзниками на Ближнем Востоке. ОАЭ, к примеру, очень прохладно отнеслись к бездоказательной западной версии нападения Ирана на танкеры в Персидском заливе и даже отправили представительную делегацию береговой охраны на переговоры с иранцами по безопасности на море. Делегация из Эмиратов приехала в Тегеран первый раз после 2013 года. Очевидно, что Абу-Даби не хочет новой войны на Ближнем Востоке. Вместо того, чтобы близоруко радоваться продажам оружия, Вашингтон должен поощрять региональную дипломатию и заключение рамочного соглашения по безопасности в Персидском заливе для деэскалации напряженности.
Важно, конечно, понимать, что наличие у Ирана действенных средств борьбы в регионе вовсе не означает, что для Тегерана все будет идти гладко. Например, в Ираке с большим подозрением относятся к влиятельным шиитским милициям, которых поддерживает Тегеран. Создалась патовая ситуация в Сирии, поскольку партнеры Ирана в этой стране: Россия и Турция преследуют свои собственные цели и задачи. Не стоит забывать и о том, что санкции, что бы о них ни говорили в Тегеране, дают о себе знать. Причем, с каждым днем все громче.
План по изоляции Ирана наносит огромный вред, главным образом, иранскому гражданскому обществу и демократическому движению, но фактически не затрагивает средства борьбы Ирана в регионе. В Вашингтоне должны признать, уверен NI, что санкции контрпродуктивны. США могут продолжить работать с ограниченным набором региональных союзников и маневрировать вокруг Ирана, но в конце концов с ним придется договариваться. Если президент Трамп или будущие администрации серьезно хотят избежать еще одной войны на Ближнем Востоке, необходимо смотреть дальше сделки с Тегераном по ядерной программе. Вашингтон должен понимать, что положительные результаты может дать только новая дипломатия на высшем уровне.