Я, как и многие другие специалисты, уверен, что невозможно найти идеального менеджера, не допускающего ошибок.
Однако, это вовсе не означает, что организации не могут работать в полную мощь и достигать наилучших результатов. Для того, чтобы компания функционировала максимально эффективно, необходимо собрать менеджеров с разными типами управления в одну команду для активного взаимодействия.
Далее в статье представлю основные рекомендации по успешному руководству компанией из книги Адизеса «Командное лидерство».
Формула успешного управления
Адизес считает, что существует четыре основных стиля менеджмента, каждый из которых играет важную роль в управлении компанией:
- Producer – реализует поставленную цель для удовлетворения потребности клиентов компании.
- Administrator – занимается организационными вопросами.
- Entrepreneur – генерирует новые идеи, проводит эксперименты, быстро адаптируется к новым видам деятельности, в случае необходимости корректирует стратегию развития компании.
- Integrator – создает системы ценностей компании, повышает командный дух и сплоченность.
Таким образом, формулу успешного управления можно назвать аббревиатурой PAEI. В процессе реализации поставленных целей каждый из стилей менеджмента отвечает на следующие основные вопросы:
- P — что?
- A — как?
- E — когда?
- I — кто?
Один управленец не может комбинировать одновременно все четыре стиля, ведь они нередко конфликтуют между собой. Формируя команду, менеджеры должны профессионально выполнять свою роль, не забывая при этом о существовании коллеги и трех других типов управления.
Основные упущения руководителей
Одной из главных ошибок менеджеров выступает игнорирование трех других ролей и концентрация исключительно на своем стиле руководства. Такое упущение не позволяет управленцу эффективно выполнять работу.
Ицхак Адизес выделяет четыре основных архетипа начальников:
- Одинокий рейнджер. Своевременно и качественно исполняет свою работу. Однако, творческие идеи и креативные мысли ему не присущи. Не умеет организовывать людей. Под его руководством организация не может стремительно развиваться, так как не развивается он сам.
- Бюрократ. Не умеет отступать от правил и рисковать, уделяет чрезмерно много внимания административным и организационным вопросам. Негативно относится к переменам, не пересматривает свои решения.
- Поджигатель. Генерирует новые идеи, большое внимание уделяет инновациям. Старается внедрить как можно больше нововведений, но они не всегда приносят желаемый результат.
- Суперпоследователь. Подстраивается под мнение коллег, не имеет своей точки зрения на ситуацию. Избегает принятия важных решений.
Как усовершенствовать свой стиль управления
Для того, чтобы не попасть в ловушку монополии одного стиля управления, менеджерам необходимо оценить свой тип поведения и сделать его более гибким.
Адизес представил в своей книге несколько советов, приведу их далее.
Для продюсера:
- не живите только сегодняшним днем, четко планируйте свои будущие действия;
- прислушивайтесь к мнению коллег и подчиненных, позволяйте им проявлять инициативу и предлагать новые идеи;
- проводите совещания и переговоры с сотрудниками организации, чтобы всегда быть в курсе актуальных новостей;
- раздавать команды – не значит работать в команде;
- помните о том, что процесс также важен, как и результат.
Правильный процесс рано или поздно приведет к правильным результатам, — Ицхак Адизес.
Для администратора:
- не ставьте инструкции и регламенты во главу угла;
- пересматривайте принятые решения;
- позвольте сотрудникам иметь свою точку зрения;
- при отборе сотрудников прислушивайтесь к ощущениям и интуиции, а не к тестам;
- рискуйте и не придерживайтесь мнения о том, что запрещено все, кроме того, что разрешено.
Делайте правильные вещи вместо того, чтобы делать все правильно, — Ицхак Адизес.
Для предпринимателя:
- строго регламентируйте сроки выполнения поставленных задач для себя и подчиненных;
- не принимайте решения спонтанно, не проанализировав все нюансы;
- записывайте все окончательные решения;
- принимайте решение только после того, как сможете ответить на вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Кто?», «Что не?», «Как не?»;
- не забывайте, что коллеги также могут предлагать хорошие идеи, прислушивайтесь к мнению коллектива.
То, что на совещаниях говорите только вы, совсем не означает, что слушать должны только они, — Ицхак Адизес.
Для интегратора:
- руководитель не может действовать пассивно, подчиняясь обстоятельствам;
- высказывайте свое мнение, иначе коллеги подумают, что у вас его нет;
- не хвалите сотрудников слишком много;
- не проводите ненужные совещания;
- не избегайте конфликтов – они ведут к переменам.
Если вам все равно что, как и зачем делать, главное, чтобы царило одно только согласие, это не мотивация, а капитуляция, — Ицхак Адизес.
Как сработаться с управленцами с разными стилями руководства
Чтобы успешно и эффективно взаимодействовать с менеджерами, необходимо подстраиваться под их стиль работы.
Ицхак Адизес приводит несколько советов, как сработаться с менеджерами.
Как взаимодействовать с продюсером:
- сообщайте обо всех вопросах, как о проблемах, иначе он может не воспринимать их всерьез;
- предлагая новую идею – начните с конца, выделив суть;
- выдвигайте свои предложения по реализации конкретных задач;
- делегируя полномочия другим сотрудникам, сообщайте менеджеру о том, кто и за что отвечает.
Как взаимодействовать с администратором:
- акцентируйте внимание на том, что вы несете ответственность за свои действия и последствия;
- оперируйте фактами, а не туманными возможностями;
- не отступайте от намеченного плана при выполнении заданий;
- предлагайте только одно решение и четко описывайте детали его осуществления.
Как взаимодействовать с предпринимателем:
- преподносите проблемы, как возможности;
- все предложения формулируйте так, чтобы менеджер мог внести свои правки и дополнения;
- документируйте принятые распоряжения и относите на подпись руководителю незамедлительно;
- делайте небольшие ошибки, предлагая новый проект– руководитель внесет правки и будет считать себя соавтором идеи.
Как взаимодействовать с интегратором:
- контактируйте с другими сотрудниками, которые имеют авторитет для управленца;
- не торопите руководителя с принятием решения;
- предоставляйте полезную информацию;
- сообщайте об утвержденных с другими сотрудниками решениях и предоставляйте детальный план их реализации.
Вывод
Эффективное управление предполагает использование навыков партнерского взаимодействия, влияние на подчиненных по средствам своего авторитета (без обращения к прямым директивным методам) и умения подстраиваться. Все это основано на психологии и НЛП. Думаю, стоит уделять достаточно времени изучению этих аспектов.