Китайцы идут вперёд, Кремль консервирует старую модель
Известно также и то, что сами китайские власти в последние годы рассматривают восстановление социальных гарантий малоимущим и пенсионерам как одну из основных своих задач. Это основная задача для Китая в будущем: перестроить службу социального обеспечения. Сами китайские и азиатские аналитики во главу угла будущего развития Китая ставят вопрос о социальной реформе. Как отмечает, например, Чжэн Юннянь (директор Института Восточной Азии Национального университета Сингапура), «социальные реформы должны заложить основу для будущего экономического роста. Предыдущие 30 лет экономического роста в основном происходили в результате экономических реформ и инноваций… Но сила существующей модели истощается. Запуск социальной реформы и создание социальных институтов станет инструментом для преобразования Китая в общество потребления, которое станет новым источником долгосрочного роста»
По данным известных экспертов по КНР, озвученных в сентябре 2019 года, с недавних пор малый бизнес в КНР полностью освобождён от налогов (и частично даже от арендной платы), физические лица с доходом (в переводе в рубли) до 50 000 руб. освобождены от подоходного налога. Насколько я знаю, в 2018 году средняя пенсия в городах составляла (в переводе на рубли) более 24 000 руб., но сельские жители получают пенсии на порядок меньше (и то не все).
Авторитаризм и гос. корпорации
Нет нужды подробно рассказывать о построении Путиным пресловутой «вертикали власти» (авторитаризма) и огосударствлении значительной части экономики, о запугивании и «нагибании» бизнеса, о создании гос. корпораций в путинской России, о «ручном управлении». Как видно (на мой взгляд), все это объясняется не только ностальгией по СССР и стремлением к укреплению личной власти, но и стремлением выстроить именно китайскую модель – и непониманием того, что эта модель, во первых, годится только для Китая и, во вторых, сама эта модель в Китае непрерывно развивается в направлении уменьшения роли государства в экономике.
Уже к 2010 году в Китае государственный сектор в экономике существенно сократился — с 70% в начале 2000-х примерно до 30% национальной экономики, а частный вырос значительно, обеспечивая около 40% роста ВВП.
А в России программа приватизации выполнялась в последние годы не более чем наполовину, в то время как доля госкорпораций в экономике год от года росла, и уже к лету 2009 г. достигла 45-50% ! — при том, что многие эксперты, и даже вице-премьеры в правительстве (И.Шувалов) давно уже бьют тревогу по этому поводу:
(http://www.opec.ru/26677.html , http://www.rg.ru/2009/10/01/privatizacia-site.html)
Очевидно, они считают (и правильно считают) российские гос. корпорации госсектором экономики — потому что все российские гос. корпорации контролируются Кремлём (а то и лично Путиным_, т.е., в реалиях РФ — путинским государством.
Экономику с долей госсектора в 40-50% ни по каким стандартам или даже «по понятиям» нельзя назвать рыночной! — Это было в 2009 году, а к 2019 году доля госсектора превышала уже 70%! И новая «волна приватизации», якобы начавшаяся в 2009 году не уменьшила долю влияния государства в экономике, т..к. контрольные пакеты почти всех приватизируемых компаний остаются у государства.
«Китаизация» пенсионеров и малоимущих
На пути к построению «китайской модели» Кремль значительно «китаизировали» положение пенсионеров и малоимущих — даже по сравнению с 1999-2000 годами. Напомню, что, например, в начале 2000-х пенсии составляли около 40% от средней зарплаты, а в последние годы не дотягивают и до 25%, по абсолютной величине едва достигая сейчас 200 евро — как прожить на эти деньги при теперь вполне европейских (и даже выше) ценах на продукты и промтовары, и при ежегодно растущих оплатах ЖКХ ?! Не говорю уже о лекарствах, которые, вероятно, в среднем съедают не менее 20% средней пенсии.
И если кто-то думает, что инфляция и рост ЖКХ стали опережать индексацию пенсий только в последние пять лет, он ошибается. К примеру, по данным К.Ремчукова (озвучены на 1м ТВ 7.10.2010) официальная инфляция в Москве с 2001 по 2010г составила 110% (и примерно также выросли пенсии), а рост ЖКХ составил за эти же годы более 800% (!) Во многие разы выросла за эти годы и стоимость минимальной потребительской корзины для малоимущих.
Рост зарплат бюджетников (и вообще малоимущих) и рост пенсий до 2010 года (и теперь вновь) ни разу не превышал официальной инфляции — в то время как рост стоимости «минимальной потребительской корзины» всегда превышал официальную инфляцию примерно в 2 раза. В результате, реальная покупательная способность и, соответственно, уровень жизни малоимущих и пенсионеров неуклонно снижались не только в последние пять лет, но, вероятно, примерно с 2011 года. Даже относительно большее (официально — более чем на 45%) повышение пенсий в 2009\2010гг не компенсировало потери пенсионеров в предыдущие годы. Ну а зарплата бюджетников и малоимущих в 2009-2011 гг была, как известно, просто заморожена. .
Китайский зигзаг – стратегическая ошибка Кремля
По моему мнению, этот зигзаг – не единственная стратегическая ошибка путинской эпохи, и не только против малоимущих и пенсионеров, но и против будущего России в целом. Здесь и пресловутая «энергетическая сверхдержава» (а на деле сырьевой придаток), и системная коррупция с откатами, достигающими (по оценкам экспертов) 30-40% ВВП, и катастрофические провалы во внешней политике (и прежде всего со странами СНГ, с Грузией и Украиной) и многое многое другое. Но обрисованный здесь «китайский зигзаг», который обернётся в будущем полным провалом, это одна из главных ошибок путинского Кремля перед будущим России.
Конечно, всё вышесказанное – это мои оценочные суждения, и я не претендую на знание "абсолютной истины". Но, думаю, высказанные соображения вполне обоснованны. .