Найти тему

Кино в деталях ... "Тень"

Посмотрел фильм «Тень» (1971). Режиссер Надежда Кошеверова. В главных ролях: Олег Даль, Андрей Миронов, Георгий Вицин. Прекрасная сказка, которую написал великий сказочник Евгений Шварц. Снять фильм по такому материалу- большое счастье, он сразу растаскивается на цитаты.

Если совсем честно, то сравнить сказки Шварца можно только с «Горе от Ума» Грибоедова. Фильм, а скорее телеспектакль получился довольно трогательный и очень важный, я смотрел его в детстве и могу признаться, что он оказал на меня огромное влияние. Я был маленьким романтиков и верил, что человек может, как в этой сказке победить свою тень. Еще я с самого начала был уверен, что настоящая принцесса это Аннунциата. Я очень расстроился, когда в конце она не стала по волшебству коронованной особой. В общем в женщинах я так и не научился разбираться, но твердо знаю, что вся надежда на них.

Над фильмом работали:

Надежда Кошеверова. Выдающийся советский режиссер. Я с детства помню ее фильм «Тень» и «Старая, старая сказка». Они были моими любимыми, я догадывался, что это не сказка и верил благодаря им, что добро обязательно победит. Даже чуть не стал католиком. Надежда Кошеверова является одним из классиков советского кино, начала как ассистент режиссера «В трилогии о Максиме» режиссёра Г.Козинцева. В самом начале карьеры сняла фильм «Галя» о советско-финской войне и попала в опалу. Правда в качестве второго режиссера она сняла «Укротительницу тигров» с Касаткиной и Кадочниковым в главной роли, но … Дальше снимала только сказки. Неизбежно напрашивается сравнение фильмов Кашеверовой и Марка Захарова потому, что они созданы по пьесам великого Шварца. Должен признаться, что теперь, не лет 10 назад мне больше нравятся ее фильмы. Дело не в том, что М.Захаров человек безнравственный и хвалит Путина. Совсем нет- никто не должен быть героем…

Олег Даль. Для меня безусловно главный и самый любимый актер советского кино. Никто в моем личном рейтинге никогда даже приблизиться к нему не мог. Перечислять его роли можно, но для меня Зилов из «Утиной Охоты» (Отпуск в сентябре) достаточно просто для всего. Может быть поэтому так разочаровала «Утиная охота» в Театре Калягина. Конечно «Хроника пикирующего бомбардировщика» режиссера Наума Бирмана или «Женя, Женечка и «Катюша»» режиссера В.Мотыля тоже гениальны, как и все роли этого великого актера. У Кошеверовой он снимался еще и в гениальной «Старой, старой сказке». Но наверно, самой знаковой ролью для него является роль Шута в «Короле Лире» режиссера Козинцева.

Андрей Миронов, принц российского кино, любимый многими актер, талантливый Фигаро. Остался навсегда в кино благодаря роли в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» и сериала советского «12стульев». Хотя мне больше нравится его работа в фильме «Сказка странствий» режиссера Александра Митты. Это все то поколение Даль, Высоцкий, Миронов… Я не знаю зачем нужно было их спалить в топке советского маразма, но они сгорели.

Георгий Вицин. В моем рейтинге актер номер два. Его роли просто потрясают. Конечно, не в «Джентльменах удачи» режиссер Серый или «Кавказской пленнице» Гайдая, хотя и там он просто гениален. «Женитьба Бальзаминова» или фильмы Кошеверовой «Старая, старая сказка» или «Тень». Не очень повезло ему с актерской судьбой, хотя…. Кому повезло?

Это «веселая» история о сказочном королевстве, куда приехал ученый. Он хочет жениться на принцессе и изменить мир. Но его тень, заставляет подписать отречение и занимает его место. Это позволяет ученому найти настоящую любовь и победить по большому счету. Фильм снят во врема, что описала Л. Улицкая в «Зеленом шатре». Подписывали подленькие письма все и это было основой советской жизни, где подлость считалась геройством, все как сейчас… Только тень в лице путина заняла престол, и все пляшут под ее дудку, но нет никого, кто крикнул бы- тень знай свое место и главное, нет тех, кто мог бы это услышать. Остается искать утешение в женщинах, - баба как зверь, она нутром чует, кто человек, а кто тень. Миленько об этом написал Милан Кундера в «Невыносимой легкости бытия». Но прочее, прочее на века и на все времена. Люди- говно на блюде, но все равно мы поем безумству храбрых и гордимся знакомством, а сами? А сами… Я так люблю Вицина эта его роль доктора- вот она судьба, которая ждала с самого детства и вот я доктор, нет не врач, амплуа у меня такое- я боролся, но проиграл, а потом копеечка к копеечке тоже вполне себе счастье и даже не надо мыть окна, как герою Кундеры и женщины любят, правда где взять столько сил, чтобы отвечать.

Гениально и глубоко, смотреть это кино- большое счастье и Даль жив и Вицин молод… Год моего рождения и это кино, судьба и все переплелось.

"Тень"