Скорее всего, вы никогда не слышали сказку о диком кабане и морже, но если не слышали, то вряд ли забудете.
Дикий кабан и морж были лучшими друзьями, любившими устраивать между собой спортивные соревнования. Однажды морж повредил себе ноги и не смог больше бегать. Тогда дикий кабан оттащил его к морю, и теперь они могли вновь соревноваться друг с другом, хотя кабан перемещался по суше, а морж – по воде.
Теперь эта сказка есть в вашем банке знаний. Также, как у есть она в памяти всех жителей племени охотников-собирателей агта, живущих в филиппинской провинции Изабелла. Эта сказка, как и тысячи подобных ей, распространенных во всех культурах по всему свету, позволяет в детском возрасте узнать о понятиях "дружба", "сотрудничество", "сочувствие".
Рассказывание сказок и историй – это мощное средство развития сотрудничества в обществе и обучения социальным нормам. Ученые и раньше предполагали что-то подобное, но провели эксперимент и подтвердили догадки научным способом.
Исследователи, которыми руководил антрополог Даниэль Смит из Лондонского университетского колледжа (те самые "британские ученые"), изучили около 90 схожих сказок, сформировавшихся в семи разных культурах охотников-собирателей из Таиланда, Малайзии, Африки и других мест. Все эти истории учили социальному сотрудничеству, сочувствию и справедливости, а многие также давали уроки полового равенства.
В процесе изучения выяснилось, что наименее социализированные с современным обществом из изучаемых племён оказались жители племени агта. Сюда-то Смит и приехал. В двух местных общинах (популяция в 1250 человек) он провел ряд экспериментов, чтобы определить цель проведения публичных выступлений рассказчиками племени.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В этом эксперименте ученый попросил 297 агтийцев, живущих в 18 деревнях, проголосовать за лучших рассказчиков. Каждый мог голосовать за любое число . Так был получен список лучших сторителлеров.
Затем других 290 человек в тех же общинах попросили сыграть в игру с распределением ресурсов. Каждому было выдано по 12 жетонов, эквивалент каждого из которых был равен 125 грамм риса. Получалось 1,5 кг риса на человека. Для здешних мест это отличная прибавка к повседневному рациону, поэтому все 290 человек остались очень довольны.
Затем участникам эксперимента предложили добровольно отдать столько жетонов, сколько пожелают, одному или нескольким из 12 человек, секретно выбранных учеными. Причем, по условиям эксперимента, можно было вообще все жетоны оставить себе. После некоторых сомнений, жетоны стали постепенно переходить в руки этим 12 людям. В течение получаса все жетоны были распределены. В целом 63% жетонов люди оставили у себя, а 37% перекочевало соплеменникам.
Распределение благ в общине оказалось очень показательным.
В тех деревнях, где рассказчиков было больше, люди оказались щедрее, и жертвовали чаще.
В процентном соотношении получилось так: каждый дополнительный 1% рассказчиков среди населения внутри каждой деревни давал прирост пожертвований на 2,2%.
Чем больше в деревне было хороших рассказчиков (читай - чем богаче духовная жизнь), тем крепче была община, и выше уровень жертвенности и доверия.
ВТОРОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В следующем по очереди эксперименте 291 человек из тех же 18 деревень попросили назвать пять соплеменников, которых они рады видеть в своей общине. Оказалось, соплеменники в два раза чаще рады видеть именно хороших рассказчиков.
Отношение к их семьям также было статистически лучше.
Рассказывание историй забирает у рассказчика время и энергию. При этом само это театральное действие не приносит ему добычу, и он остается социльно менее защищенным, чем его соплеменники, которые проводят это время в поисках пищи. Остальная часть сообщества, в качестве благодарности за интересное представление у костровища, склонна помогать семье рассказчика и оказывать помощь, когда это необходимо: помогать в уходе за ребенком, за больным членом семьи, оказывать материальную поддержку.
При этом основная часть рассказчиков оказалась отличными охотниками и рыболовами, немолодыми и умудренными опытом. Им было о чем рассказывать.
Также исследователи обнаружили, что в семьях опытных рассказчиков было больше детей (+0,53 ребенка на семью).
Позже выяснилось, что в первом эксперименте по распределению жетонов на рис рассказчики были основными получателями халявных благ. В реальном мире вся эта общественная поддержка дает детям рассказчика небольшое, но реальное преимущество в выживании.
Британские ученые, конечно, признают, что одного исследования на эту тему мало. Нужны исследования, в которых состояние деревни с хорошими рассказчиками и без них отслеживалось бы на протяжении многих десятилетий и нескольких поколений.
Конечно, еще многие поколения детей агты услышат поучительные истории о Солнце и Луне (мужчине и женщине), которые сражаются за небеса и выбирают сотрудничество, разделив сутки на день и ночь, или об обезьяне, ставшей героем, которая смогла убить великана, но осталась смиренной и мудрой, так как знала, что все обезьяны должны бояться орла.
Все эти истории будут выдуманными, но они будет больше, чем просто выдумки.