Найти тему
Place For Chess

Эффект Барнума — как нами управляют

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность.»

Похоже? Вы тоже узнали себя в данном описании? Я — да. В 1948 году профессор Бертрам Форер провел тест среди студентов, затем дал каждому его личностную характеристику и попросил оценить её точность. Подавляющее большинство студентов признали, что это их точное описание. Они не знали, что характеристика была выдана всем одинаковая и выглядела она именно так.

По всему миру шарлатаны, маркетологи, социологи, психологи, астрологи и многие другие зарабатывают большие деньги на простом психологическом эффекте.

Данный эффект называется эффектом Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) — общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который прославился мистификациями и основал цирк своего имени. 

Факторы, влияющие на эффект:
1. Субъект убеждён, что описание применимо только к нему (составлено специально для него).
2. Расплывчатость характеристики.
3. Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание.
4. В описании преимущественно присутствуют позитивные характеристики. Если кому-то сообщить о какой-нибудь негативной черте характера (которая действительно присутствует у данного индивида), то, скорее всего, он ее будет отрицать. Другое дело — позитивные характеристики, лестные каждому, кто их слышит.

Будьте внимательны и не поддавайтесь на «специальные предложения», фразы «мы знаем, что вам нужно», «только для вас», а также ежедневные гороскопы, тесты и прочее.