Длинная окладистая борода в русских землях, вплоть до Петровской эпохи, считалась символом добропорядочности. Бояре, священники и даже крестьяне по своему внешнему виду напоминали гномов из современного фэнтези.
Православное духовенство в те годы сравнивало безбородого человека с животным. Состоявшийся, солидный представитель элиты практически всегда имел внушительную бороду. Кроме того, не осуждалась и полнота, считавшаяся признаком благополучия.
Все резко изменилось в 1698 году, когда царь Петр Первый вернулся из своего «путешествия по Европе».
Будущий великий реформатор вернулся из Европы по-тихому. А потому, в село Преображенское, где отдыхал самодержец, прибыла целая делегация боярских «шишек».
Там были весьма влиятельные люди, притом лояльные Петру. Например, боярин Алексей Семенович Шеин, который принимал активное участие в Азовских походах и подавил Стрелецкий бунт.
Или «князь-кесарь» Федор Юрьевич Ромодановский. Последний вообще некоторое время фактически управлял государством, с одобрения Петра, пользовался абсолютным доверием.
Так вот, Петр взял и... лично состриг у «гостей» все бороды. Как говорится, хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам! В этом плане первый император России всегда был верен принципу, подавал личный пример окружающим.
Но все только начиналось. Еще одно «массовое брадобритие» состоялось на пиру у все того же несчастного боярина Шеина.
Ларчик открывался просто: Петр желал изменить российскую элиту, привив ей не только западное образование, но и западное прогрессивное мышление. В том числе и через изменение внешнего вида.
Вопреки распространенному мнению, «антибородные репрессии» затронули не только местную элиту и сподвижников Петра, но и большую часть населения. Людям такая политика, конечно, не особо нравилась. Борода стала символом «традиционных ценностей».
Тогда Петр извлек выгоду и из этой ситуации, нашел отличный способ пополнить казну, благо изнурительная война со шведами была уже не за горами. Хочешь носить бороду? Плати налог!
И народ платил. Тяжелее всего было купцам: борода обходилась торговцам в 100 рублей за год. Сумма по тем временам весьма внушительная. С государевых чиновников брали поменьше: 60 рублей в год. Еще меньше с крестьян: бородатый селянин должен был отдавать по копейке за въезд и за выезд из города.
«Счастливчики» ходили по улицам городов с «гномьими» бородами, как в старые добрые. И с особой бляхой, где было написано: «деньги взяты».
Впрочем, одной категории населения все эти реформы по борьбе с волосяным покровом не коснулись вообще никак. Догадываетесь, о ком я? Верно, православное духовенство. Петр Великий был человеком жестким, потому и состоялся как государственный деятель. Если надо — ломал через колено вековые порядки.
Но поддержка церкви была царю необходима. Тем более, что будущий император и так изменит ее до неузнаваемости, создав государственный орган (Синод) вместо института патриаршества, поставит таким образом религию под полный контроль государства.
Тем не менее, Петр меру знал. А потому внутреннюю «кухню» священников и их внешний вид старался не трогать...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.