Найти тему
Клуб историков КЛИО

Почему образование в СССР было лучше, чем в США

Обложка журнала LIFE
Обложка журнала LIFE

Так случилось, что обычный советский десятиклассник Алексей Куцков отстоял честь Советского Союза в принципе и отечественного образования в частности – американцы откровенно признали за собой проигрыш США в этой сфере. 

В чем состояло соревнование 

Как рассказывал сам Алексей Куцков журналистам издания «Итоги» в 2001 году, идея этого эксперимента, состоявшегося в 1958 году и прошедшего в Москве и Чикаго, принадлежала американскому журналу «Life» – его корреспонденты в течение месяца следили за учебой и внешкольным времяпрепровождением 16-летних юношей – москвича Алексея Куцкова и его чикагского ровесника Стивена Лапекаса. 

Оба из обычных семей, не вундеркинды. Советская и чикагская школы не были элитными или с каким-либо определенным уклоном в изучении того или иного предмета. Юношей попросили жить своей привычной жизнью, так, как и до эксперимента. В чем Куцков обошел Лапекаса Журналисты «Лайфа» в своем «двойном» репортаже сравнили, как учатся и чем занимаются после занятий в школах советский и американский старшеклассники. Вместе с авторами сенсационного материала уроки 10-«б», где учился Куцков, посещал и переводчик. Дома у Алексея они не были (парень им не разрешил, сославшись на больного дедушку), зато вместе со старшеклассником побывали на его волейбольных тренировках, в музеях, которые юноша посещал в течение экспериментального февраля, на школьных вечеринках… 

На уроке труда
На уроке труда

Куцков признался: о том, что аналогичному «исследованию» подвергается его ровесник, он узнал только после получения подарочного мартовского номера «Лайфа» с материалом о необычном советско-американском эксперименте. Американцы хотели выяснить, в чем разница между советским и американским образованием на примере простых школьников из СССР и США – какие предметы изучают старшеклассники разных стран, что, как и сколько читают, чем занимаются после школьных уроков. Стивен изучал геометрию с помощью платного репетитора (этот предмет ему не давался). Американец за месяц «освоил» книгу Роберта Стивенсона, а Алексей Куцков прочел труды таких серьезных авторов, как Уильям Шекспир и Бернард Шоу. 

Алексей с одноклассниками на уроке
Алексей с одноклассниками на уроке

В американских школах предпочитали знакомиться с книгами по рецензиях о них, тогда как системе образования в СССР подобных подход всегда был чужд. Перечень предметов, преподаваемых в советской школе, оказался заметно больше, чем в американской, и «соперник» Стивена Лапекаса показал хорошую успеваемость по всем. 

На уроке химии
На уроке химии

И русский, и американский юноши занимались спортом – Стивен плаванием, Алексей волейболом. Кроме того, Куцков брал уроки музыки. У Лапекаса же отношение к музыке было потребительское – он после школы «зажигал» на танцполе со своей подружкой. Подход к учебе у них также оказался разным – Куцков стремился хорошо учиться, чтобы поступить в институт, много часов уделял занятиям. 

Алексей на уроке изучает двигатель
Алексей на уроке изучает двигатель
Алексей отвечает домашнее задание на уроке английского языка
Алексей отвечает домашнее задание на уроке английского языка
Урок физики
Урок физики
Урок физкультуры
Урок физкультуры
Алексей со своими школьными друзьями едет в метро на экскурсию в Политехнический музей
Алексей со своими школьными друзьями едет в метро на экскурсию в Политехнический музей
Возле бюста композитора Глинки
Возле бюста композитора Глинки
Со своим другом Олегом Коряковским играет в шахматы
Со своим другом Олегом Коряковским играет в шахматы
Алексей с друзьями за ужином
Алексей с друзьями за ужином
Алексей Куцков с другом после уроков выполняют домашнее задание
Алексей Куцков с другом после уроков выполняют домашнее задание
День из жизни Стивена Лапекаса, американского школьника из Чикаго
День из жизни Стивена Лапекаса, американского школьника из Чикаго
Один из уроков
Один из уроков
Перед уроком в классе
Перед уроком в классе
Стивен отвечает у доски
Стивен отвечает у доски
Стивен вечером делает уроки
Стивен вечером делает уроки
Стивен читает молитву перед студенческим церковным советом
Стивен читает молитву перед студенческим церковным советом
В столовой
В столовой
Танцевальный класс
Танцевальный класс
На уроке математики
На уроке математики
Занятия плаванием
Занятия плаванием
В школе во время занятий
В школе во время занятий
На уроке биологии
На уроке биологии
В кафе с друзьями
В кафе с друзьями
Вечерние танцы
Вечерние танцы
Провожает девушку домой
Провожает девушку домой

С одноклассницей
С одноклассницей

Как подметили журналисты «Лайфа», в советской школе больше времени отводилось естественным наукам, нежели гуманитарным. И вообще стремление к образованию в СССР означало возможность войти в интеллектуальную элиту – благодаря знаниям, труду и целеустремленности. Журналисты сделали вывод, что советский школьник обошел своего американского ровесника в образованности на 2 года. Это резюме, подкрепленное доказательствами, собранными авторами репортажа за месяц пребывания в СССР, настолько шокировало общественность США, что в Америке серьезно взялись за реформирование системы образования.

Как сложилась их жизнь Как писала «Комсомольская правда», оба участника эксперимента в свое время посвятили жизнь авиации – Стивен Лапекас стал пилотом (и несколько месяцев прослужил во Вьетнаме), а Алексей Куцков после окончания МАТИ расследовал авиационные происшествия. Сейчас обоим далеко за 70. Лапекас после того материала в «Лайфе» очень расстроился и с журналистами почти не общался. Только в небольшом комментарии «The Moscow Times» посетовал, что его изобразили туповатым и все время танцующим подростком. И распереживался еще больше, когда стал получать мешки с письмами, содержание которых говорило о том, что недалеким его считают сотни тысяч соотечественников – авторы посланий «утешали» проигравшего в советско-американском эксперименте: дескать, не унывай, мы все равно и Хрущева победим, и свой спутник когда-нибудь запустим. Дело в том, что СССР стал первым государством в мире, запустившим искусственный спутник Земли в октябре 1957 года. Многие американцы после провала образовательного эксперимента, который планировался в качестве своеобразного реванша, стали думать, что они просто недотягивают до интеллектуального уровня русских, потому и не способны лидировать в космосе.