Здравствуйте, уважаемые читатели kolesa.ru! С вами снова белорус Александр Шуб, ведущий российский эксперт в тематике автомобильной электроники, прежде всего – видеорегистраторов. За почти пять лет я протестировал более трех сотен моделей, постоянно общаюсь с разработчиками устройств данного вида и в курсе всей «изнанки» индустрии авторегов. Поэтому в моих обзорах вы получаете по-настоящему экспертный взгляд на ту или иную модель. В отличие от 99% материалов российских журналистов, которые выдают под видом обзоров по сути подробный пересказ инструкции: кнопочка слева, кнопочка справа, дырочка снизу. И подытоживают про каждый первый аппарат: вот вам стильный регистратор с оптимальным соотношением цены и характеристик.
Ищем видеорегистратор для…
Для таксистов, водителей автобусов и других участников рынка пассажирских и грузоперевозок совершенно точно необходим особый видеорегистратор. Такой, чтобы в едином корпусе одна камера смотрела на дорогу, а вторая зорко фиксировала все происходящее в салоне машины. Тогда в случае чего водитель даст органам правопорядка возможность опираться на объективное видео, а не, например, богатую фантазию пассажира. Есть ровно одна проблема – все без исключения двухкамерные регистраторы для спецтранспорта, хоть за 6, хоть за 14 тысяч рублей, снимают примерно на уровне ультрабюджетных однокамерных моделей за 3-4 тысячи рублей. Революцию устроил российский AdvoCam-FD Black DUO за 8 750 рублей – на сегодня это лучший бюджетный регистратор для коммерческого пассажирского и грузового автотранспорта. Причем не только на данный момент, но и по меньшей мере в обозримом 2019 году.
Нет ничего удивительного в том, что именно AdvoCam выпустил эталонный регистратор для рынка коммерческих перевозок. Все же за плечами отечественных инженеров-электронщиков AdvoCam почти 20-летний опыт разработки и производства профессиональных систем видеонаблюдения. Причем начиная от стационарных уличных и заканчивая комплексами видеонаблюдения для общественного транспорта. Так что воплощение столь богатого опыта в доступный во всех смыслах для рядовых водителей «коммерческий» регистратор было лишь вопросом времени.
Автономная работа
Вряд ли в интернете можно найти второй такой обзор регистратора, где сразу после введения вам расскажут об автономности. Впрочем, речь пойдет не совсем о ней.
Я постоянно пишу о том, что главный критерий качественного регистратора – это надежность. После ДТП или иного инцидента у вас не должно быть ни малейших сомнений в том, что произошедшее в деталях зафиксировано на видео и надежно сохранено на карте памяти.
Один из основных факторов серьезного снижения надежности регистратора – обычный литиевый аккумулятор. Если батарея вышла из строя, устройство перестанет сохранять последнее записываемое видео при отключении внешнего питания. Представьте себе: случилось ДТП; вы сразу выключаете регистратор, чтобы точно сохранить видео и не затереть его последующими записями. И... тем самым гарантированно лишаете себя видеосвидетельства. Также при каждом выключении авторега с литиевым аккумулятором будут сбиваться все настройки модели, включая дату и время. Как показывают мои наблюдения, мизерная доля потребителей способна связать приведенные выше проблемы регистратора именно с аккумулятором. Или заметить, что последний ролик до выключения стабильно удаляется.
А самое плохое то, что литиевые элементы питания – штука очень капризная. Запросто выходят из строя на солнцепеке (когда регистратор буквально раскаляется), очень не любят проводить морозные ночи в машине. (Хотя рецепт долгожительства батареек прост – нужно всего лишь не оставлять регистратор в машине, когда вы ее покидаете.)
Вздувшаяся батарея регистратора крупного тайваньского бренда
В AdvoCam-FD Black DUO вместо аккумулятора установлен суперконденсатор (ионистор). Автономности здесь как таковой нет, регистратор не сможет продолжить снимать хотя бы одну минуту после отключения от электросети авто.
Материнская плата AdvoCam-FD Black DUO. Две зеленых батареи – те самые суперконденсаторы
Суть суперконденсатора – запредельная живучесть: вывести его из строя экстремально низкими или высокими температурами едва ли возможно. А это приводит нас тому, что если с прошивкой все ОК, и нет проблем с картой памяти, то регистратор после ДТП гарантированно выполнит свое единственное предназначение – снять и сохранить видео с аварией. То, ради чего автомобилисты и покупают эти устройства.
Видеосъемка
Напомню, AdvoCam-FD Black DUO рекомендован для использования в такси, городских и междугородних автобусах, троллейбусах, маршрутных такси, грузовиках, инкассаторских автомобилях и другом транспорте, используемом для коммерческой перевозки пассажиров, багажа и грузов. «Коммерческий» регистратор должен не только заснять дорожную обстановку, но и сохранить информацию о происходящем внутри транспортного средства. Поэтому AdvoCam-FD Black DUO поддерживает запись одновременно двумя встроенными в корпус камерами — один «глазок» направлен на дорогу, а второй повернут в салон.
Давайте подумаем, зачем вообще нужна камера в салоне транспортного средства? К примеру, запись с установленного в автобусе регистратора может стать единственным неопровержимым доказательством виновности карманного вора или зачинщика драки. В такси салонная камера пригодится в случае, если нерадивый клиент откажется оплатить поездку, ну или решит незаметно испортить интерьер автомобиля. С помощью регистратора полиция сможет точнее «реконструировать» события, предшествовавшие аварии. Или выяснить, с кем из попутчиков пропали деньги и другие вещи из кабины грузовика. Словом, в сфере пассажирских и грузоперевозок без полноценной видеосъемки обстановки в салоне или кабине восстановить картину происшествия бывает просто невозможно.
При этом возможностей тыльной камеры должно быть достаточно, чтобы зафиксировать даже мельчайшие подробности - в частности, черты лица участников инцидента. В противном случае видеозапись из салона/кабины может оказаться абсолютно бесполезной. Однако чаще всего в подобных «двухкамерных» моделях более или менее приличная матрица стоит только во «фронталке» (то есть, камере, что смотрит на дорогу). Салонной же камере достается «эконом-вариант», что, конечно, не может не сказаться на качестве изображения. Особенно это заметно в условиях плохого освещения, когда на видео с салонной камеры видна лишь одна сплошная серо-черная «пиксельная каша».
В AdvoCam-FD Black DUO угол обзора тыльного «глазка» камеры составляет 110 градусов по диагонали. Серьезный результат по меркам салонной камеры — достаточный для охвата всего пространства салона и даже самой дальней площадки междугороднего или городского автобуса.
Пассажирский автобус. В кадр попадает не только весь салон, но даже кабина водителя – от двери до окна.
В маршрутке угла обзора, очевидно, хватает с избытком.
Молоковоз – и снова на видео кабина целиком «от окна до окна».
Аналогичный результат – в грузовой Газели.
Радует, что на оснащении AdvoCam-FD Black DUO разработчики не экономили — оба «глазка» получили именитые японские матрицы Sony IMX323. Этот сенсор отличается высокой светочувствительностью, а, значит, и отличной ночной съемкой. Процессор у камер один на двоих — Novatek NT96663. Решение, позволившее обеспечить одновременную съемку в честном Full HD 1080p на каждый канал. То есть, обе камеры AdvoCam-FD Black DUO снимают одинаково отлично — в разрешении 1920 х 1080 точек со скоростью 30 кадров в секунду. Замечу, что аппаратная платформа у AdvoCam-FD Black DUO отнюдь не бюджетная. Это первый на моей памяти случай, когда недорогому двухкамерному регистратору достался премиальный «набор» комплектующих — более типичный для топовых «коммерческих» моделей с ценником вплоть до 18 000 рублей.
Дневная видеосъемка из легкового автомобиля:
Дневная видеосъемка из салона молоковоза:
Дневная видеозапись из пассажирского автобуса:
Ночная видеосъемка из легкового автомобиля:
Четкости основной камеры достаточно для того, чтобы различать госномера днем с расстояния до 17 метров по прямой от бампера, а ночью — до 12 метров. Такой флагманский результат скорее ожидаешь от импортных двухкамерных регистраторов ценой под 20 000 рублей.
Видеосъемка из салона маршрутки:
В салоне пассажирского автобуса:
«Эфир» из кабины молоковоза:
Легковушка как пример такси:
За счет той же матрицы, что и у основной камеры, салонный модуль точно так же обеспечивает четкость на дистанции под 17 метров в дневное время. То есть, без труда «видит насквозь» хоть туристический, хоть городской автобус.
Параметр, по которому салонная камера немного уступает «впередсмотрящей», — «светосила» объектива (f/2.75 и f/1.8 соответственно). Впрочем, на видео это почти не заметно — этот небольшой недостаток компенсируется ИК-подсветкой салонной камеры. В таком случае даже в полной темноте регистратор снимает четкое и ясное видео.
Причем ИК-диоды при плохом освещении включаются автоматически, каких-либо дополнительных действий от водителя не требуется.
Установка
Кабель имеет длину почти 2,5 метра, то есть, он на треть длиннее провода стандартного однокамерного регистратора. Логичное решение — для пассажирского и грузового транспорта запас лишним точно не будет. Я устанавливал модель в автобусе, маршрутке и кабине грузовика и могу сказать, что длины провода отлично хватает для прокладки «по уму» по контуру лобового стекла. Более того, как правило, еще минимум полметра остается.
К лобовому стеклу AdvoCam-FD Black DUO крепится при помощи кронштейна на вакуумной присоске. Конструкция компактная, но достаточно прочная — даже во время поездок по самым разбитым дорогам крепление ни разу не дало мне повода усомниться в его надежности. Отмечу, что в транспорте с почти вертикальными стеклами приходится сразу серьезно наклонять регистратор вниз. И… это хорошо.
Причина номер один – в таком случае речь обычно идет о высоких грузовиках или автобусе. Направленный не строго вперед, а чуть вниз объектив захватывает больше пространства у капота. Проще говоря – меньше слепых зон, из-за которых в кадр может не попасть пешеход или другой автомобиль. Вторая причина – необходимостью наклона устройство априори стимулирует к более правильной пропорции кадра. Все же желательно, чтобы небо занимало не более трети видео. Иначе регистратор может неправильно выбрать отправную точку выставления яркости. Устройству покажется, что неплохо бы приглушить небо, а в результате все объекты на земле окажутся будто в глубокой тени.
Кронштейн позволяет поворачивать регистратор в разные стороны на 180 градусов. Вверх-вниз автогаджет не двигается, что скорее плюс для пользователя, чем минус, — возвращая устройство в исходную позицию, не придется каждый раз подолгу «ловить» оптимальное положение камеры и по горизонтали, и вертикали.
Дизайн
Корпус у AdvoCam-FD Black DUO исключительно приятный. И компактный — новинка компактнее даже многих однокамерных моделей. Дизайн не лишен изящных штрихов — на фронтальной части устройства имеется углубление с рифленой поверхностью, в котором располагаются динамик и объектив камеры. Помимо декоративной, у этого элемента есть еще и практическая функция — благодаря «шероховатости» на корпусе регистратор не выскальзывает из рук. Есть подозрения, что подобный форм-фактор мы скоро увидим в исполнении других производителей «двухкамерников» — настолько удачным он получился у русских инженеров AdvoCam.
Для «бюджетника» модель выглядит слишком солидно — недешевые материалы и качество сборки выдают в ней, скорее, уверенный средний или даже высокий ценовой класс видеорегистраторов. Черный матовый корпус выполнен из качественного матового пластика. Такой материал и пыль-грязь-отпечатки пальцев не собирает, и на ощупь гораздо приятнее, чем «глянец». Качество изготовления корпуса традиционно высокое — непременная «фишка» всех без исключения моделей AdvoCam. Даже тщательный осмотр автогаджета не выявил никаких скрипов, люфтов или неаккуратных швов.
В правой части корпуса находится модуль салонной камеры, выполненный в форме цилиндра. Обзор регулируется не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, что позволяет настроить положение камеры с максимальной точностью. Вокруг тыльного «глазка» расположены четыре диода ИК-подсветки. Они включаются при недостаточном освещении, когда регистратор автоматически переходит в ночной режим. При этом изображение становится монохромным (черно-белым) — убрав «цветность», разработчики смогли увеличить четкость видеосигнала – это, собственно, главный параметр видеозаписи.
В сторону салона «смотрит» экран с диагональю 2 дюйма, на который выводится вся необходимая информация. Слева от дисплея — два индикатора (записи и питания) и микрофон. Справа — четыре кнопки. Радует, что все элементы управления сосредоточены в одном месте, а не раскиданы по всему корпусу — не нужно то и дело «перескакивать» с одной части регистратора на другую.
Еще один интересный момент: в новинке реализована динамическая панель. На экран регистратора выводятся пиктограммы — значки, изображающие назначение каждой клавиши в текущем режиме. По сути, пользователю можно вообще не запоминать функции кнопок — достаточно пользоваться экранными подсказками.
На левом торце корпуса расположен слот для карты памяти MicroSD объемом до 128 Гб.
В верхней части корпуса располагаются разъем и площадка для присоединения к кронштейну. Русские разработчики отказались от морально устаревшего порта MiniUSB, который, тем не менее, все еще активно используется в многих моделях регистраторов.
Найти замену древнему кабелю MiniUSB, если с ним вдруг что-то случится, не так-то просто. А вот вместо более «ходового» MicroUSB, который задействован в AdvoCam-FD Black DUO, в случае необходимости можно использовать шнурки от тысяч моделей смартфонов на Android. Тем более, что кабель не вмонтирован в адаптер питания, и в случае поломки его можно будет легко извлечь и заменить на другой. Увы, подзарядить смартфон или навигатор параллельно с питанием регистратора у пользователя не получится — дополнительный USB-порт в адаптере почему-то не предусмотрен.
Дополнительные функции
В AdvoCam-FD Black DUO предусмотрен датчик удара (G-сенсор) — защита ролика, записанного в момент удара, экстренного торможения или ускоренного движения автомобиля, от стирания и циклической перезаписи. Чувствительность G-сенсора можно настроить самостоятельно во избежание ложных срабатываний из-за мелочей вроде наезда на кочки и попадания колёс автомобиля в ямки.
При заглушенном двигателе машины регистратор переходит в парковочный режим. И если в это время в поле зрения камеры попадет какой-либо движущийся объект, сработает датчик движения. Начнется запись, которая закончится спустя 10 секунд после исчезновения этого объекта из кадра.
Функция WDR позволяет получать качественное изображение даже при сильной встречной засветке — ярком солнце или свете фар встречного потока машин. Есть режим TimeLapse — ускоренная запись с частотой 1, 5 или 10 кадров в секунду для экономии места на карте памяти. Полезная опция в долгих поездках, к примеру, при экспедировании грузов, когда не нужна подробная видеофиксация.
Еще пара полезных для дальнобойщиков функций — антисон и контроль фар. Первая напоминает об усталости водителя. Каждые 1, 2 или 4 часа (в зависимости от настроек) срабатывает таймер, и система с помощью звукового сигнала и сообщения на экране напоминает водителю о необходимости сделать остановку и немного отдохнуть.
Вторая функция срабатывает только при слабой освещенности дороги и напоминает о том, что пришло время включить фары.
Навигационный модуль в AdvoCam-FD Black DUO не предусмотрен, ровно как и возможность предупреждать о камерах фиксации нарушений по загруженной базе данных. Но тут палка о двух концах — наличие GPS-приемника прибавляет к цене регистратора как минимум 1 000-1 500 рублей. Что в случае с новой двухкамерной моделью от AdvoCam крайне нежелательно — ведь тогда она преодолеет «психологическую отметку» в 10 000 рублей, что может не самым лучшим образом сказаться на ее потребительской «привлекательности».
Вывод
Повторюсь, AdvoCam-FD Black DUO за 8 750 рублей — это лучший на сегодняшний день бюджетный регистратор для пассажирского и грузового коммерческого автотранспорта. Ни один аналог не в состоянии предложить даже близко сопоставимый уровень видеосъемки. Конечно, особо следует отметить высокодетальную съемку широкоугольной салонной Full HD-камеры. Наконец-то появился регистратор для четкой записи не только 2-3 рядов сидений, но хоть целого салона международного туристического автобуса. Также новинка AdvoCam — это априори гораздо более надежное устройство, чем большинство «коммерческих» авторегов, так как именно в этой русской модели впервые среди регистраторов такого типа использован морозо- и жароустойчивый суперконденсатор.
Конечно, в отечественном AdvoCam-FD Black DUO отражены все классические принципы бренда. Модель максимально адаптирована для российских условий — стойко переносит капризы погоды и не разваливается на плохих дорогах. Вообще производитель настолько уверен в качестве своих изделий, что при покупке в фирменном интернет-магазине предлагает не один, а целых два года гарантии. В два раза больше, чем у любого другого бренда регистраторов. Плюс бесплатная доставка по России, а в честь открытия магазина – возможность сэкономить до 3 000 рублей при покупке регистратора благодаря скидкам в 20%.