Вот уж действительно – парадокс! Уже больше десяти лет фрегат Петра Великого «Штандарт» не заходит в территориальные воды Российской Федерации. Но почему ему не разрешено ходить по морям нашей страны?
Строго говоря, это не сам фрегат, не оригинал, а его точная копия.
Строился этот «Штандарт» более семи лет на верфи «Петербургское Адмиралтейство», и ровно 20 лет назад (в начале сентября 1999 года) был торжественно спущен на воду!
А уже в июне следующего года он отправился в первое кругосветное путешествие, соблюдая маршрут Великого посольства, включающий в себя страны и города, где обучался корабельному ремеслу сам Петр Первый.
На этом судне прошли стартовое обучение многие взрослые и дети, фрегат принимал активное участие в различных праздниках (в том числе, и в празднике выпускников), активно участвует и сейчас в съёмках различных фильмов. Например, в фильме «Адмирал» (Нидерланды) фрегат исполнил аж четыре (!) роли кораблей!
Когда-то он был гордостью Петербурга, но 10 лет назад паруснику пришлось покинуть Россию, он вынужден находиться в Европе. Но почему?
Дело в том, что изначально «Штандарт» находился под надзором Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Ранее туда входили суда с длиной не более 24-х метров, и фрегат Петра Первого вполне вписывался в эти параметры.
Последующее изменение правил привело к тому, что «Штандарт» был снят ГИМС с регистрации, поскольку маломерными стали считаться парусники длиной до 20 метров. Регистрацию через суд удалось вернуть
. Но всё равно размеры парусника не дают права в России выходить в море – можно только у берега стоять!
Выданный ГИМС судовой билет разрешает паруснику находиться под российским флагом (и то слава Богу!), но вот пройти техосмотр уже возможности нет! Техосмотр «Штандарту» проводится Всероссийской федерацией парусного спорта, специалисты которой выдают свой сертификат, осматривая паруса и проверяя все расчёты.
Это соответствует Европейским требованиям, поскольку именно таким организациям вменено в обязанности следить за безопасностью парусных судов. Но в Росси другие порядки – Министерством транспорта не признаются полномочия общественной организации.
Чудовищный парадокс: в Европе с этим сертификатом «Штандарт» законно ходит по всем портам, а Российской Федерации, случись «Штандарту» зайти в её воды, его обяжут встать к стенке и не отходить от берега! Но если судно не выходит в море, оно быстро гибнет (особенно такое, как фрегат «Штандарт»). Механизмы начнут выходить из строя, палуба уже через неделю позеленеет, а через месяц начнёт гнить, если её не драить каждый день.
Вот и приходится уже десять лет с тоской глядеть в сторону родной земли, пришвартовываясь, например, в Хельсинки.
В настоящий момент предпринимаются попытки как-то изменить существующее положение вещей: ГИМС уже согласился признать «Штандарт» спортивным судном. Очень хочется, чтобы бюрократические проволочки, наконец, отступили под натиском любви наших моряков-патриотов, и регата радостно встретила в родном Санкт-Петербурге своих сыновей!
Узнали что-то новое? – вспомните про "лайк" и делитесь в соцсетях с друзьями! А хотите быть в курсе интересного, доказанного или пока ещё не объяснённого –подписывайтесь!