За двадцать лет работы в МЧС России пришлось регулярно принимать участие в ликвидации последствий аварий, техногенных и природных катастроф. Самое тяжелое впечатление остается после землетрясений. На мою долю пришлись трагические события в Индонезии и Пакистане в 2005 году, а затем еще и в Чили в 2010-м.
Мы оказались в Индонезии после второго за короткий срок мощного удара стихии с эпицентром в море, которое произошло 28 марта 2005 года. К счастью, серия подземных толчков не привела к образованию большой волны – цунами, и остров Ниас в 100 километрах от Суматры, находясь в непосредственной близости к эпицентру, подвергся только разрушениям, хотя и очень значительным.
Ликвидация землетрясения – одна из самых сложных задач для спасателей. Особенно, когда на место проведения работ попадают они с большим, по разным причинам, опозданием, в конце так называемого «периода выживания». Именно так и было с отрядом «Центроспас». От принятия решения до прибытия на место прошло более 5 суток.
Остров Ниас находится в ста километрах к западу от острова Суматра входит в провинцию Северная Суматра. «Эмчеэсовский» ИЛ-76 совершил посадку в аэропорту «Polonia» в городе Медан 1 марта 2005 года. До административного центра острова Ниас города Гунунгситоли, более всего пострадавшего от землетрясения, напрямую воздушным путем оставалось почти 290 километров.
После непростых переговоров с местным штабом по координации поисково-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС, удалось договориться о том, что наш головной отряд на военно-транспортных вертолетах «Чинук» сингапурских ВВС будет переброшен в Гунунгситоли. В головной отряд включили только спасателей, врачи и обслуживающий персонал госпиталя пока оставались в Медане. Задача спасателей успеть на завершающую часть работ по поиску и извлечению людей из завалов.
Индонезия – самое крупное островное государство в мире. Его территория – это 17,5 тысяч больших и малых островов. С островами Ява и Борнео (другое название острова Калимантан) многие знакомы по произведениям писателя Томаса Майн Рида. В детстве это был один из любимых моих писателей, потому, наверное, с таким интересом и подъемом прошла для меня довольно трудная командировка в составе отряда «Центроспас» МЧС России.
Самым разрушительным за исторический период было землетрясение, произошедшее 26 декабря 2004 года у западного побережья Суматры. Тогда в результате подземных толчков и, главным образом, вызванных ими цунами на различных островах погибло, по разным оценкам, от 130 до 170 тысяч человек.
2 марта после полутора часового перелеты мы приземлились, наконец, на городском стадионе. До места проведения работ теперь уже было рукой подать – около 2 километров. Надо сказать, что аэродром на острове тоже имеется, но он почти в двух десятках километров, в местечке Бинако. Дороги туда пока нет: разрушена в результате подземных толчков.
Пока шла разгрузка вертолета, спасатель Алексей Кияшко разыскал представителей координационного центра, согласовал место базового лагеря и участки пострадавшего города, где предстоит работать. А еще часа через два кинологи с собаками и четверо спасателей вышли на маршрут.
Землетрясение – явление плохо предсказуемое и не поддающееся никакой логике. Вот перед вами лежит в руинах вся улица, а два дома - один – богатый современный коттедж, другой – чуть ли не тростниковая мазанка – стоят совершенно не тронутые, даже стекла не потрескались… А вот мечеть, минарет срезало как гриб, под корешок.
В центре города самая плотная застройка, и самые большие разрушения. Двух-трехэтажные дома в основе своей не рассыпались, а сложились, создав множество пустот. В первые часы прибежавшие на помощь горожане из других районов сумели вызволить только тех, кто оказался близко к поверхности и не был зажат тяжелыми конструкциями.
К большинству пострадавших помощь начала приходить на вторые и третьи сутки. Сначала появились индонезийские военнослужащие, потом к ним присоединились специалисты филиппинского министерства гражданской защиты, группы независимых спасателей.
Интересная особенность островных построек: мощные, тяжелые межэтажные перекрытия. Семибальный толчок и потолок проваливается, разрушая явно слабые стены.
Еще одна особенность – постоянно продолжающиеся автошоки. 3 марта только чудо спасло одного из наших спасателей. По просьбе местных жителей обследовали очередную развалину, там должны оставаться люди, в ночной тишине слышались стоны…
Первой из под плиты перекрытия вылетела собака. Животные, в отличии от нас, прекрасно чувствуют сейсмическую опасность. Мгновенно среагировал и кинолог. Стоявшие на верху едва успели выхватить его из небольшого прохода среди плит, как многотонное перекрытие просело… Еще бы – 6,7 балла! Только спустя несколько минут мы до конца оценили ситуацию: не успей наш товарищ выскочить из бетонной западни, случилось бы непоправимое. Парадоксальная ситуация: вокруг два десятка спасателей – наших, филиппинских, венгерских, а помочь нечем. Часть инструмента оставлена на месте проведения работ, примерно в километре, вторая часть – на базе в двух километрах. Вручную двадцать и даже тридцать человек поднять бетонное перекрытие не в состоянии…
В тот день мы в очередной раз задумались о необходимости иметь в таких командировках квадроциклы. Их легко можно было загрузить в вертолет, и в условиях Гунунгситоли это был бы оптимальный транспорт.
Прошло еще двое суток напряженной работы. Только после того, как наши спасатели доложили в координационный центр о завершении поисково-спасательной фазы, в зоне разрушений начала работать тяжелая техника.
А мы по восстановленной дороге отправились в местечко Бинако, где рядом с местным аэродромом расположился аэромобильный госпиталь отряда «Центроспас». Но это уже другая история.