Найти тему

Что делать, если пришла проверка

Всем привет!

Поговорим сегодня о том, что же делать, если к вам пришла проверка.


«Проверкой» в деловом обиходе называется мероприятие, проводимое сотрудниками налоговых органов, полиции, трудовой инспекции, органами МЧС и прокуратуры.

В зависимости от статуса и целей проверяющих им следует представлять различную информацию и документы – различные органы обладают различными полномочиями. Приведу здесь основные и общедоступные правила поведения при любых проверках.

Не конфликтуйте с проверяющими без причины
Не пытайтесь с порога «договориться» с проверяющими — это противозаконно
1. Проверка документов и личностей проверяющих
Если в Вашем офисе появились лица, утверждающие, что они сотрудники некой государственной структуры и намерены провести проверку, то они должны предоставить Вам удостоверения личности и документы, являющиеся основанием для проведения именно этой проверки.

Потребуйте имя и должность непосредственного руководителя проверяющих, а также его контактный телефон. Если вам не предоставляют такую информацию, вызывайте наряд полиции и жалуйтесь на самозванцев. В документах нужно обратить внимание на такие реквизиты, как наименование Вашей организации, ОГРН, ИНН. Сопоставьте указанные данные с реальными. Если есть расхождения (даже незначительная ошибка в названии компании), Вы можете не пускать проверяющих на предприятие. Время, за которое документ будут исправлять нужно использовать для подготовки к визиту.

2. Ваши сотрудники.
Важно, чтобы Ваши сотрудники были заранее проинструктированы что следует и чего не следует говорить проверяющим. В малом бизнесе почти в 100% случаев такие инструктажи не проводятся, либо проводятся формально. Хорошо, если есть возможность на время проверки удалить из офиса максимальное количество сотрудников. Единственное препятствие для того, чтобы покинуть офис – прямой запрет проверяющего.

3. Проверяющие. Полномочия.
Если есть возможность, выделите для проверки отдельное помещение, постарайтесь не дать проверяющим хаотично передвигаться по офису. Выделите им для сопровождения одного из своих работников, чтобы наблюдать за всеми их действиями. Можно фиксировать все на камеру, хотя бы и мобильного телефона – Вы имеете на это право. В дальнейшем Ваша запись может пригодиться для защиты своих прав: проверяющие могут производить только те действия, на которые у них есть полномочия, указанные в постановлении или распоряжении, и выход за эти пределы – повод обратиться с жалобой. Вот тут и могут понадобиться видеоматериалы и свидетели.

Налоговая служба может проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Налоговая может вынести новое решение о проведении проверки в расширенном масштабе, но это будет уже другая проверка.
При обыске полицейский имеет право вскрывать любые помещения (а также сейфы, закрытые на ключ шкафы, ящики стола, личные вещи сотрудников), если владелец отказывается открыть их добровольно.

При обследовании помещений, полиция имеет право осматривать только те вещи, которые лежат на столах, тумбочках, полках шкафов. Открывать кабинеты, сейфы или ящики стола они не имеют права. Также недопустим досмотр личных сумок, портфелей и других вещей. Однако часто в компаниях об этом не знают и не препятствуют подобным действиям. Если Вас просят открыть сейф — не соглашайтесь, пусть даже полиция угрожает его изъятием. Если сейфы будут изыматься, то Вы зафиксируете эти действия и затем обжалуете их как незаконные.


4. Хранение документов и информации
Храните архив вне офиса. Если отчетный и налоговый периоды закончились, зачем Вам хранить первичные и другие документы бухгалтерского и налогового учета в офисе? Они не только занимают место, но и привлекают внимание проверяющих.Проверяющим Вы можете сообщить, что требуемые бумаги находятся в архиве и через несколько дней Вы готовы предоставить их для проверки. Информацию о сделках и базы данных не обязательно хранить в памяти компьютеров. Для этого есть удаленные серверы.

При передаче (изъятии) вещей, оригиналов или копий документов необходимо составить их максимально подробную опись. К сожалению, иногда встречаются описи, где в перечне изъятого – «коробки с документами (5 штук)». Очевидно, что в этой ситуации есть риск как потери значимых документов, так и появления новых, о существовании которых Вы и не подозревали. Проверьте, чтобы бумаги были упакованы в коробки, обернуты скотчем и опечатаны с подписями присутствующих. Если изымается компьютер, системный блок должен быть опломбирован.


5. Присутствие юриста при проверке.
При проведении проверки имеет смысл пригласить квалифицированного юриста, который будет фиксировать как можно больше замечаний по поводу действий проверяющих. В дальнейшем будет повод для обжалования их действий и оспаривания их решений по формальным признакам. Внимательно читайте подписываемые документы (с юристом). Если Вы считаете, что в документе что-то отражено неверно или не отражено совсем, следует вписать все свои замечания.

6. Как отвечать на вопросы проверяющих.
Самое главное – помнить, что гражданин в соответствии со статьей 51 Конституции РФ имеет право не свидетельствовать против себя самого, супруга (супруги) и близких родственников и отказаться по этой причине от дачи объяснений. Если Вы отказались от объяснений Вас не могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Неоднозначную формулировку, которая Вам кажется безобидной, проверяющие будут трактовать так, как это выгодно им. Поэтому любые объяснения давайте вдумчиво и взвешенно. Часто работников опрашивают по отдельности в разных кабинетах. При этом не стоит поддаваться на такую уловку: в ходе опроса, например, финансового директора проверяющий заявляет, что «генеральный все сказал» и скрывать сведения нет никакого смысла. И наоборот.


7. По результатам проверки.
По результатам проверки обязательно составляется документ (протокол, акт, заключение). Потребуйте, чтобы он был подписан всеми присутствующими и Вам предоставлен второй экземпляр (оригинал) с Вашими замечаниями. В дальнейшем он станет основанием для обжалования решений проверяющих органов, с которыми Вы не согласны.
Судебная практика показывает, что часто проверяющие органы трактуют закон в свою пользу.
Поэтому готовиться к проверке лучше заранее, не дожидаясь, пока «грянет гром». Инициировать судебное дело можно, но следует помнить, что создание положительных прецедентов, особенно на уровне высших судебных органов, – весьма сложное дело. Компании, строящие серьезный бизнес, должны понимать необходимость привлечения к участию в такой работе квалифицированных специалистов.

И самое главное. Никакой паники!

Всегда ваша,

Лия Болотова