14 сентября в Париже обычно бывает тепло…
Но в 1927 году случилась холодная осень, и Айседора Дункан, отправляясь на прогулку, накинула на плечи красный теплый шарф. Дальше все знают: ее необычная смерть от затянувшегося в колесо того самого шарфа. Похоронили Айседору на кладбище Пер-Лашез в Париже. Была я у ее скромной доски в колумбарии кладбища. Тогда там даже цветочка не было.
Дункан рассказывала о себе, что танцевать начала еще в утробе матери. Та плохо себя чувствовала всю беременность, могла есть только устрицы и запивала их шампанским. От этого девочка родилась подвижной и посвятила жизнь танцам.
У нас ее знают, как жену русского поэта Сергея Есенина. Но мало кто знает, что поженились они по нужде: иначе поэта не выпускали за границу. А у Дункан и без Есенина было полно поклонников и любовников. Сам Стасниславский целовал ей ручки и клялся в любви. Дальше дело, правда, у них не пошло.
Айседора пережила жуткую трагедию, после которой, я думаю, ее мозг слегка помутился. Ее дети - дочка Дидра и сын Патрик поехали однажды на прогулку в Версаль вместе с шофером и гувернанткой. По дороге заглох мотор и водитель вышел из машины посмотреть - что с ним. Машина стояла на склоне, вдруг она поехала и скатилась в реку. Все произошло очень быстро - спасти детей не удалось.
Как она выжила после этого? Спас танец. Работа. Гастроли. Новые увлечения. Но все ее знакомые признавали: Айседора стала какая-то странная...
Мужчины, которых было много в ее жизни, только усугубили личную трагедию. Никто не смог сделать ее счастливой. Никто не стоил ее.
Мне кажется, она приняла смерть с облегчением...
1