Некоторые родители, стремясь укрепить самооценку ребенка и его уверенность в собственных силах, буквально перехваливают свое драгоценное чадо.
Самый лучший, самый успешный, самый умный и красивый, лучше тебя нет никого! Такие слова проливаются бальзамом на детскую душу, мы успокаиваемся – малыш уверен в том, что он идеален. Но избыточная похвала, по мнению психологов, может иметь и отравляющее воздействие на психику ребенка. Как это возможно?
Все дело в том, что дети с заниженной самооценкой воспринимают похвалу болезненно – они искренне не верят, что родители на самом деле считают их такими уж замечательными, поэтому убеждены, что мамы и папы ошибаются.
А значит, необходимо лезть из кожи вон, стремиться пересилить самого себя, чтобы все-таки достичь заоблачных высот, куда родители уже «поместили» своего малыша. При этом взрослые могут быть уверенными, что делают все правильно, а ребенок комплексует, переживает и сводит себя с ума.
Эксперты из Великобритании считают, что эта «связка» между самооценкой и похвалой может быть представлена и в «обратном» виде.
Что это значит?
Исследователи провели соцопросы, в ходе которых принимали участие 240 детей в возрасте от 8 до 12 лет. Ребятам предлагались тесты, которые должны были продемонстрировать уровень самооценки каждого ребенка. В результате опросов выяснилось, что дети с наиболее низкой самооценкой чаще других слышали массу комплиментов, причем, самых бурных и красивых.
Тогда как дети, чья самооценка была нормальной или даже завышенной, удостаивались весьма умеренных комплиментов, и слышали их не так часто. При этом дети, которые привыкли слышать похвалу, реже выбирали сложные и интересные задачи в тестах, избегали потенциальных трудностей, в отличие от остальных ребят.
Исследователи настаивают на том, что похвала должна иметь меру, и лучше хвалить поступки ребенка, а его самого – безусловно любить, но не подвергать бесконечному оцениванию, даже со знаком плюс.