Продолжаем отвечать на вопросы читателей канала , касающиеся управления запасами, заданные нам по электронной почте.
Не забудьте поделиться с друзьями и коллегами в соцсетях.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Также вы можете связаться и задать вопросы по электронной почте.
Задавайте нам вопросы в комментариях.
Причины возникновения дефицита запасов
Причины высокого уровня запасов
Как ни удивительно, но причины часто схожи. Хотя есть и некоторые отличия.
Сначала об отличиях:
Причины возникновения дефицита запасов
- Ограничение поставщика либо ограничение производственных мощностей.
- Недостаток оборотных средств на закупку.
- Продажа большей части товара крупному клиенту – ошибки в управлении продажами.
- Высокие риски.
Причины высокого уровня запасов
- Принуждение поставщиком поддерживать высокий уровень запасов и/или ассортимента, включая заведомо низколиквидные позиции.
- Завышение поставщиком «планки» объёма для получения дилерского бонуса.
- Большой размер партии поставщика и/или транспортной партии.
- Отказ клиента от крупного заказа, срыв тендера и т.п., под которые была произведена закупка большой партии.
Общие причины.
- Некорректное планирование и выполнение планов. В частности, может заключаться в:
- Неиспользовании объёмно-календарного планирования.
- Некорректном формировании потребности.
- Прогнозировании спроса и планировании продаж на статистике «как есть», без учёта дефицита и случайных выбросов.
- Отсутствии управления рисками и некорректная оценка рисков, как следствие, – некорректное формирование страховых запасов и их поддержание. В том числе:
Отсутствие контроля качества прогнозов и их исполняемости.
Отсутствие контроля исполнения планов и отклонений от них.
Избыточное доверие мнению «экспертов», в том числе, бывает, из-за высокой должности «эксперта» – отсутствие контроля качества прогноза эксперта
- Некорректный алгоритм планирования поставок и закупок.
- Недостаточная работа с поставщиками.
- Выбор неоптимального маршрута доставки и/или контрагента, обеспечивающего доставку.
- Некорректное управление ассортиментом и оборотными средствами, как следствие, – избыточный запас по одним позициям и дефицит по другим.
Это – основные «корневые» причины, которые приводят к возникновению излишков или дефицита запасов.
Проблемы связаны с недостаточными запасами
Недостаточные запасы ведут к дефициту.
Для торговых компаний следствием являются упущенные продажи – неудовлетворение спроса.
Причём не только на тот продукт, который в дефиците, но и на те товары, которые связаны с ним, ‒ продаются, как сопутствующие.
Как экономический результат – потерянная прибыль.
Как «нематериальный» – потеря доверия клиентов и имиджевые потери. Этот фактор имеет более долгосрочный результат – клиенты находят других поставщиков, разделяя объёмы, а если поставщик оказывается более надёжным, то клиент уходит.
Дефицит можно допускать только контролируемый и управляемый (по возможности). На «некритичные» и наименее ходовые товарные позиции. Это не приведёт ни к заметным экономическим, ни к имиджевым потерям.
Для производственных компаний усугубляется то, что дефицит некоторых запасных частей либо узлов для ремонта может повлечь за собой аварии и техногенные катастрофы.
Кроме того, для торговых компаний, при потере объёма продаж растёт операционная себестоимость из-за условно-постоянных затрат, которые распределяются по меньшему объёму.
Проблемы управление дефицитом запасов.
Правильная постановка вопроса. Дефицитом можно и нужно управлять. Или как минимум контролировать.
Основная проблема заключается в том, что многие специалисты в большинстве российских компаний не умеют это делать.
% неликвидов в запасах
Установленных нормативов в настоящее время не существует. Ни общих, ни отраслевых.
Каждая компания устанавливает свой норматив, исходя из соображений, исповедуемых руководством.
Эти соображения могут формироваться бережливостью (или жадностью) владельцев либо топ-менеджеров, целесообразностью либо знанием сотрудников (их квалификации и возможностей в рамках данной компании по предупреждению и недопущению неликвидов).
Out-of-stock как рассчитать
«Out-of-stock», он же «дефицит товара».
Рассчитывается либо относительное значение - аналогично уровню удовлетворения спроса, либо абсолютное значение, - как разница между оценкой спроса и фактическим объёмом продаж, который запас позволит обеспечить.
Зачем рассчитывать out of stock
Чтобы рассчитывать затраты и потери, связанные с упущенными продажами из-за дефицита (он же «out of stock») и иметь возможность принимать решение о ликвидации этого дефицита или поддержании его на оптимальном уровне.