Найти тему
Science & Future

Спутнику ЕКА пришлось уклоняться от аппарата Starlink компании Space X

Вообще, последние пару дней заголовки СМИ по этому поводу пестрят фразам вроде «Специалисты бьют тревогу», «Аппараты Starlink угрожают спутникам других стран», «Маск засоряет орбиту» и так далее. Это всё, конечно, бред, но история сама по себе довольно странная.

Следует начать с того, что спутники всех без исключения агентств не редко совершают манёвры уклонения как от других спутников, так и от космического мусора. Те же аппараты Starlink имеют собственную автономную систему отслеживания космического мусора, которая, по словам представителей Space X, уже 16 раз с момента запуска первой группировки давала команды на совершение манёвров уклонения. В отрасли принят порог вероятности в 1/10000, при достижении которого и принимается решение о реализации манёвра. Но в этот раз и система дала сбой, и стало понятно, что чрезмерная уверенность в автоматизации может серьёзно навредить, ведь всё далеко не идеально, и, видимо, человеческий фактор сыграл далеко не последнюю роль. В итоге, действительно, проблемы могли быть куда серьёзнее, чем потеря двух спутников, но обошлось.

Аппарат ЕКА Aeolus, используемый для наблюдения за поверхностью Земли, которому и пришлось совершать манёвр уклонения.
Аппарат ЕКА Aeolus, используемый для наблюдения за поверхностью Земли, которому и пришлось совершать манёвр уклонения.

Описываемые события начали развиваться ещё 28-го августа, но тогда вероятность столкновения не превышала 1/50000, и обе команды согласились с отсутствием необходимости манёвра. Уже 30-го августа от командования американских ВВС, занимающихся отслеживанием космического пространства, в ЕКА поступило предупреждение, что вероятность столкновение выросла до 1/1000, то есть в 10 раз выше порогового. Манёвр стал необходим, но вот тут и сыграла злую шутку та самая чрезмерная уверенность в современных технологиях (по официальной версии). Согласно официальному заявлению Space X, в системе оповещения Starlink произошёл сбой, который помешал оператору увидеть последующую корреспонденцию о росте вероятности столкновения. Проще говоря, оператор не смог прочитать электронные письма, хотя двумя днями ранее все прекрасно общались друг с другом.

Тут-то и возникает версия, что оператор просто проспал (и в прямом, и в переносном смыслах) эти оповещение. Он мог пить кофе, играть на своём смартфоне, подкатывать к коллеге, в общем, просто «забить» на должностные обязанности, в числе которых и чтение почты (ну а кто так не делал?). Конечно, никто об этом не сообщит, и официальная версия так и останется в том, что произошёл сбой в системе оповещения.

Успели даже пиктограмму сделать по этому поводу в тот же день.
Успели даже пиктограмму сделать по этому поводу в тот же день.

Интересен и тот факт, что это был один из нескольких спутников Starlink, находящихся на относительно низкой орбите, 320 километров, в виду того, что в SpaceX решили смоделировать их управляемый сход с орбиты. Бóльшая же часть группировки Starlink сейчас находится на орбите 550 километров. Именно поэтому версия с тем, что инцидент произошёл по вине оператора, является гораздо более вероятной, чем сбой в системе оповещения, ведь к аппаратам, находящимся в процессе симуляции определённых действий внимание должно быть максимальное.

В итоге, не получив никакой реакции в ответ на свои письма, в ЕКА сами дали команду на включение двигателей для поднятия орбиты своего спутника на 300 метров. Вот тут есть ещё вопрос: а как насчёт телефонов? Почему ни представители ЕКА, ни ВВС США не догадались позвонить в Space X за несколько дней, пока росла вероятность столкновения? Моя версия – снова человеческий фактор. Официально, так скажем, «по бумагам», предупреждения ушли, люди продолжали ходить на работу, проверять почту и докладывать начальству, что реакции нет. Начальство же говорило написать ещё одно письмо и ещё одно, пока время не вышло. Почему-то написать в тот же день в Twitter, кстати, в ЕКА не забыли.

Клаус Мерц, специалист из подразделения ЕКА по отслеживанию космического мусора, заявил в итоге:

«Думаю, что решать подобные проблемы по электронной почте – не дело. Мы должны иметь что-то, что работает более эффективно».

Ему вторит и руководитель этого подразделения, Холгер Крэг:

«Мы должны знать, кто в такой ситуации должен реагировать. Когда в космосе 10 000 спутников, их операторы не должны решать по почте, что делать».

В Space X вообще лишь заявили, что расследуют инцидент.

В целом, история, как я написал в начале публикации, странная, выводы из неё такие же странные и, вероятно, её подробности так и останутся сокрыты, но если же они появятся, вы, дорогие читатели, узнаете об этом первые. Я обязательно и дальше буду рассказывать о самом интересном, так что подписывайтесь на канал, а также канал в Telegram, уютный чатик для дискуссий на научные темы и канал в YouTube, над которым я работаю. Спасибо, что читаете.