Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Дама с собачкой (1960 год)

Волшебно хороша Ия Саввина в роли Анны Сергеевны, ставшей для молодой актрисы дебютной. Барственно обаятелен её партнер – Алексей Баталов. Оба они настолько на своём месте, что иные воплощения чеховских персонажей уже не представляются возможными – словно бы с них был написан рассказ, а режиссёр Иосиф Хейфиц лишь аккуратно позволил нам увидеть эту печальную историю. Произошедшую на самом деле, а не разыгранную на съемочной площадке...

Кадр из фильма "Дама с собачкой"
Кадр из фильма "Дама с собачкой"

Осенняя Ялта. Скука, скука… Впрочем, не бОльшая скука нежели там, где-нибудь в Жиздре или еще где… Там жизнь проходит так же бездарно и глупо, а здесь, хотя бы, тепло.

Гуров (Алексей Баталов), кадр из фильма "Дама с собачкой"
Гуров (Алексей Баталов), кадр из фильма "Дама с собачкой"

Дмитрий Гуров (Алексей Баталов) пресыщен. Он нравится женщинам, женщины нравятся ему, и он никогда не отказывает себе в лёгких интрижках.

Анна Сергеевна (Ия Саввина), кадр из фильма "Дама с собачкой"
Анна Сергеевна (Ия Саввина), кадр из фильма "Дама с собачкой"

Вот и сейчас, обратив внимание на элегантную даму, прогуливающуюся с собачкой по набережной, Гуров хотел всего лишь поволочиться, да еще раз самоутвердиться, покрасовавшись перед ялтинскими знакомыми: они-то и подойти к даме не посмели, а наш герой – запросто. И дама откликнулась сразу же на его невидимый, но почти физически ощущаемый зов – она ждала этого, и именно за этим приехала на курорт. Не за интрижкой, конечно, а за неведомым чудом, которого страстно жаждала юная девушка, плесневея рядом с ненавистным мужем-лакеем.

Анна Сергеевна с мужем (Дмитрий Зебров), кадр из фильма "Дама с собачкой"
Анна Сергеевна с мужем (Дмитрий Зебров), кадр из фильма "Дама с собачкой"

Она будет потом жалко оправдываться, убеждая избранника, что «она не такая», а он под стон её души будет спокойно поедать арбуз, брезгливо содрогаясь в душе. Но они оба – интуиты. И она интуитивно чувствовала, что женщина после падения для него становится неуважаемо пошлой. Но и он интуитивно чувствовал, что Анна Сергеевна – действительно не такая. «В вас нет того, что я ненавижу в женщинах» – мог бы сказать Гуров словами Платона Рябинина («Вокзал для двоих»).

Жена Гурова (Нина Алисова), кадр из фильма "Дама с собачкой"
Жена Гурова (Нина Алисова), кадр из фильма "Дама с собачкой"

А осознает он это потом-потом, в Москве, уже расставшись с ней, но так и не найдя покоя в привычной рутине. Не случайно все, кто окружает Гурова, показаны Хейфицем с чрезвычайной карикатурностью – на этом контрасте ярче ощущаются переживания и чаяния героя. Среди клоунов, лакеев, пошлости и глупости, Дмитрий всё яснее понимает, насколько Анна – не такая…

Ялтинские приятели Гурова, кадр из фильма "Дама с собачкой"
Ялтинские приятели Гурова, кадр из фильма "Дама с собачкой"

В Казани в 1931 году вышла работа Ф.Е.Пактовского «Современное общество в произведениях А.П.Чехова», автор писал в ней о рассказе «Дама с собачкой»:

«…жертва принесена во имя животной страсти, вследствие непонимания святости семейных обязанностей, во имя привычки возводить вспышки своей страсти до пределов закона природы...»
Кадр из фильма "Дама с собачкой"
Кадр из фильма "Дама с собачкой"

В чем ценность и святость таких семейных уз, какие были у Гурова и Анны Сергеевны? Не потому ли Пактовский возмущен «их нравами», что понимает – Чехов замахнулся на сам институт брака, изживший себя в том виде, в каком существовал? Скромный рассказ со всей беспощадностью показывает, что люди, лишенные возможности жить с любимыми (или, хотя бы, не жить с нелюбимыми и ненавистными), становятся потерянными и для общества, обрастают пошлостью и цинизмом, теряют душу…

Кадр из фильма "Дама с собачкой"
Кадр из фильма "Дама с собачкой"

Причем, настолько, что сильные искренние чувства для них перестают существовать в принципе, это не гуровы и анны подвержены животным страстям, это пактовские, не имея души, искренне полагают, что любовь – это и есть только страсти, а остальное – выдумки. И недаром Хейфиц ввел в фильм эпизоды, отсутствующие в рассказе – ему необходимо было показать, насколько Гуров одинок среди своего общества, насколько не в состоянии его понять окружающие, никогда в жизни не знавшие настоящей любви…