Понятие гордыни вплотную связано с понятием воли.
Воля понадобливается нам только там, где нам что-то мешает достичь поставленной цели, причём независимо от того, где́ находятся преграды: вне нас или внутри нас. Достижение цели является неприродным действием. Ни одно Животное в природе и ни один Ангел не достигает никаких целей, то есть они не ставят себе какой-либо отметки в материальном или духовном пространстве, а тем более не уничтожают причины преград, мешающих им дойти до неё. И Животные и Ангелы удовлетворяют лишь свои насущные потребности, и если им что-то мешает их удовлетворять, они пытаются устранить помехи или используют их как руководство.
Потребность не является намеренно поставленной целью, она есть сиюминутная насущная нужда, надобность, необходимость телесного, духовного или душевного организма, в то время как цель есть желание или полностью избавиться от потребностей (как у аскетов) или раз и навсегда обеспечить их непрерывное и беспрепятственное удовлетворение. Ни одна удовлетворённая потребность ни Животного, ни Ангела не отгораживает их от Бога, потому что постоянно возникающие желания и стремление к удовлетворению всякой потребности дают возможность Богу управлять ими ко Благу.
Возникновение Гибрида породило возникновение целей и заразило Ангелов и даже Животных целеустремлённостью. Ангел, воспитавшийся среди Гибридов, воспринимает жизнь как цепь поставляемых и достигаемых целей. Но как только он ставит себе цель — любую: “добрую”, “злую”, неважно, и пытается её достичь — он отступает от Бога, выходит из-под Божественной Власти.
Постановка цели и её достижение не даёт своевременно (или вообще) удовлетворять насущные потребности свои и своих ближних и выбрасывает достигающего из потока Божественной Жизни. Но это не смущает тех, кому цель дороже любви, дружбы, Совести, братских отношений, и потому все потребности и процедуры, связанные с удовлетворением потребностей, отметаются ими как преграды на пути достижения цели.
Для достижения разных целей больные, подпавшие под влияние Гибридов, Ангелы увлекают и используют Животных, чем губят и свою и их жизнь. Для того, чтобы остановить их и вернуть к естественной жизни, Бог постоянно выставляет на пути к их целям всевозможные внешние и внутренние преграды.
Однако, Гибриды выдумали теорию доблести, то есть учение о высшем душевном мужестве, благодаря которому человек может и должен упражняться в преодолении всевозможных преград на пути к своей цели. Таким образом, преодоление преград является в мире Гибридов героизмом, достоинством, подвигом, предметом гордости и славы, и потому все, кто поверил в благо преодоления, уже изо всех сил и с безоглядной уверенностью преодолевают и уничтожают всевозможные преграды, выставляемые Богом на пути их безумия.
Преодолев материальные и телесные преграды, они сталкиваются с преградами духовными и нервными; одолев же духовные и нервные, натыкаются на душевные, которых одолеть не может никто, потому что душа может победить тело, дух и нервы, но саму себя она победить не в состоянии, ибо для души победить себя — значит убить или подчинить себя, а значит не достичь поставленной цели, что обессмысливает всякую предшествующую борьбу. Круг безумия замыкается. Однако, до его замыкания доходят немногие, большинство всю жизнь остаётся на пути “вечного достижения цели”. Но так как некоторым удаётся продвинуться дальше, чем остальным, их начинает заедать тщеславие или гордыня, которые не дают им дойти даже до замыкания круга.
Тщеславие (для Животного) или гордыня (для Ангела) являются самыми последними преградами на пути к поставленной цели, которых никто из них одолеть не может. Когда уже всё пройдено и побеждено, эти два монстра преграждают дорогу и начинают льстить тщеславию одних и раздувать надменность других, склоняя их отдохнуть на мягчайших перинах мыслей о своих “великих достижениях”, что постепенно разрушает всё достигнутое ими, ибо внимание путников с заботы о деле переключается на заботу о поддержании похвал и сохранении высокомерной осанки. Запущенное хозяйство разваливается, ибо за ним уже никто не следит.
Одной из многочисленных целей, какие наполняют гибридный мир, является цель достижения Бога. Ею бредят и Животные, и Ангелы, и Гибриды, не понимая, что цель достигнуть Бога — есть цель, а любая цель есть безбожие, и потому тот, кто ставит себе цель достичь Бога, никогда этой цели не достигнет, потому что она не поддерживается Богом, как и любая другая цель.
Поэтому тот, кто хочет быть всё-таки выбраться из этого ада, уразумев вышесказанное и на собственном опыте убедившись в бессмысленности достижений всяческих целей, должен отбросить все цели и заняться обыкновенным удовлетворением своих насущных телесных, духовных, нервных и нравственных потребностей, подчинив удовлетворение низших удовлетворению высших.
Если бы все просто удовлетворяли свои естественные и сверхъестественные потребности, то все оставались бы на своих местах. А так как кто-то ставит цели, то этим самым он сгоняет и себя и других со своих мест, которые потом приходится полжизни отыскивать в крови и слезах.
Постановка любой цели свойственна только Гибриду, который отрезан от Бога — Источника Жизни и Блага — и который по этой причине вынужден создавать свой собственный, искусственный мир — цивилизацию. Цивилизация и есть совокупность достигнутых целей. Одна, а тем более несколько достигнутых целей порождают в душе человека особое злорадостное чувство удовлетворения, являющееся знаком того, что ему удалось чего-то достичь без Бога — без Бога, Который говорит: «Без Меня не можете делать ничего». Это чувство и называется гордыней.
Выросши и воспитавшись в мире целеустремлённости и целедостижений, но ничего не достигнув в нём из-за неправд, своекорыстия и подлости, царящих в нём, честный и искренний человек отрекается от мира, чтобы не уподобиться ему. Но отрекаясь от мира и поворачивая своё внимание к Богу, он не видит, что весь он опутан приёмами и способами мирского существования, и потому, начиная свой путь к Богу, пытается достигать и Бога как какой-то цели, задачи, отметки, перед которой, как перед неодушевлённым, неживым предметом, не имеет и, как поначалу думает, никогда и не должен иметь отчёта в своих действиях, словах и помышлениях.
Вóт почему, обретя разные достоинства, то есть достигнув духовно-нравственной цели, стремящиеся к Богу ду́ши сталкиваются с гордыней. Это неизбежно и естественно, ибо гордыня по пятам следует за проявлением волевых качеств, необходимых на пути достижения любой цели.