«Не понимаю, чему радуются люди с реклам ипотеки. В лотерею что ли выиграли деньги на ее погашение?», - подумала я, проходя мимо очередного навязчивого билборда.
Не так давно проблема ежемесячного платежа банку меня не волновала. Жила себе спокойненько, никого не трогала, в то время, как друзья и коллеги обрастали недвижкой. Тут сработал в моей голове переключатель на режим «и мне надо», часики ведь тикают, а чем раньше возьмёшь, тем быстрее отдашь, будет что внукам оставить. Муж долго сомневался, нужна ли эта кабала. Нам есть, где жить, да и кредит обязывает. Однако очередные претензии бабули-соседки по поводу неправильного закрытия входной двери, на которой, наверно, зачем-то установлен доводчик, рассеяли все сомнения. Семейный совет постановил: «Берём!».
Так начались мои скитания по сайтам почти всех банков, которые выдают ипотеку в регионе. По ряду причин, их предложения меня не устраивали: то процент был завышен, по требовалась целая кипа бумаг, которая никак не оправдывалась либо особыми условиями, либо низким процентом. В одном банке даже предлагали откровенно купить себе низкий процент, однако в пересчете на годы, предложение казалось сомнительным. В сельхоз банке тётеньки не смогли отвлечься от милых бесед между собой. Так, жизнь завела меня на сайт крупнейшего российского банка, а также его приложения, посвящённого ипотеке. Я ознакомилась с условиями, нашла их наиболее подходящими для себя, а также ленивым: не нужно никуда ходить и запрашивать на работе справки. Все необходимые документы я отправила вместе с заявкой через приложение.
С объектом мы определились быстро.
Все шло как по маслу. Я даже удивилась, ведь мой прошлый опыт взаимодействия с народным банком не был таким радужным.
При выходе на сделку цвета радуги сменились цветами реальности. Рассуждая сейчас, по прошествии времени, могу сделать вывод: все проблемы начались именно в момент, когда в дело вступал человеческий фактор. Девушка-сотрудница банка, должность которой явно говорит о её опыте (хотя, возможно, больше нужна для придания солидности в глазах клиентов), свою работу выполнять ну никак не хотела. На все мои вопросы у неё был один ответ - сайт банка в помощь. Уж извинит меня начальник сей особы, но деньги-то наверно она получает не за то, чтобы всех на сайты отправлять. Ну это ещё ничего, подумала я, ведь её коллега с горячей линии отправлял меня Википедию по вопросам банковского обслуживания читать. Договор с банком, по его мнению,видимо, филькина грамота, а вот Википедия... Так что сайт банка, это наименьшее из всех зол. Тем не менее, своё ФИ я высказала.
Проблемы были почти со всеми моментами оформления сделки. Сначала мы подписались на процедуру электронной регистрации, которая с барского плеча снижала наш процент на 0,01 пункт. Потом эта процедура оказалась невозможна, так как в нашем городе Росреестр программку перенастраивал. Затем я долго уговаривала девушку-менеджера прислать мне список аккредитованных банком страховых, ведь банк беспокоится, вдруг со мной что случиться и платить некому будет. Вот, чтобы лишнюю копеечку банку не заплатить, пришлось возиться и искать альтернативные варианты страховок. Кстати, на подписание договора она не явилась, направив свою девушку-стажёра к «любимому» клиенту. Вишенкой на торте стала смена адреса МФЦ, так как юрист застройщика не мог явиться по ранее оговорённому адресу.
В итоге, никакой радости от покупки квартиры в день подписания договора я не испытывала. Юридические проволочки очень выматывают, особенно когда не часто с ними сталкиваешься, а ещё пытаешься разглядеть в каждой строке договора подвох или сговор банковских аферистов. Отношение сотрудников банка также не внушает веры в правильность принятого решения. Во всей этой бюрократии надо что-то менять.
Все мы понимаем, что далеко не каждый банк выдает ипотеку. Получается, выбор-то у нас относительно не велик. И процент примерно одинаков. В такой ситуации кредитным учреждениям не нужно бороться за клиентов, они и сами придут, ведь другой возможности купить недвижимость, помимо ипотеки, у большинства семей просто нет. И сервис улучшать не нужно, и процент понижать.
Кстати о процентах. В новостях недавно отгремела новость, где студент спрашивает высокопоставленного сотрудника банка про ипотеку в 6% в западной стране. Прямого ответа на вопрос так и не последовало. Если опустить моменты, которые рассказывают бывалые экономисты об экономическом положении в той стране, о доходах населения, о кредитной политике и пр., в голове и правда не укладывается: вроде тот же банк, вроде те же вывески, но для иностранцев дешевле...