Найти тему
Моменты жизни ღ

#38 Пошаговая схема развития речи у малышей от рождения до семи лет: по теории и практике логопедов

Когда я начала поиски причин задержки развития речи у малышей, то у меня с каждой новой статьей в интернете вставали волосы дыбом. Ибо таких причин одна другой страшней. Например, неправильный прикус, неправильная посадка зубов, развитие твёрдого неба или маленького язычка с отклонениями от классики, истонченный слизистый покров неба, что-то не так в носоглотке, что-то не так в нервной системе. В итоге я дочиталась до самой страшной причины: “возможно аутист?”

Помню, что когда я прочитала про причины необычности малыша, я плакала целый час ночью в тишине. Потом еле-еле собралась с духом и начала искать причины “как понять признаки проявления аутизма у малышей”. Так я нашла сайт про развитие речи у аутиста (http://stopautism.ru). Читала его всю ночь и плакала, переживая за таких детей и за терпение мам. Именно на том сайте я нашла краткую пошаговую схему развития речи у детей. И нашла успокоение в том, что мой малыш улыбается и отзывается на мои слова в 8 месяцев. Эх… не зря говорят “меньше знаешь, крепче спишь”.

Потом я полезла в книги по логопедии, дефектологии и нейропсихологии, собирая знания по запуску и развития речи по крохам от книги к книге. Так у меня появилась пошаговая схема развития речи у детей, по которой я шаг за шагом запускала речь своего малыша.

Возможна эта схема не полная, так как я ещё не все книги по логопедии прочитала. Однако она “без воды” и нравится тем, что соответствует цитате из одной книги для дефектологов: “Посмотрите на каком этапе у вас сейчас ребенок. Вернитесь на шаг, два, три назад и начнете всё сначала. А лучше всего, начните сначала снова ползать, ибо именно с движения начинается речь.”

Крик ребёнка (0-1 месяц)

Крик ребёнка характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые в дальнейшем будут использованы при становлении речи.

Интонация в крике, реакция на звуки, гуление, первые эмоции (2-3 месяца)

Интонация в крике свидетельствует о том, что у ребёнка начала формироваться функция общения. Далее вы заметите, что малыш начнет капризничать не сразу ором, а с повышающейся интонацией. Аналогично малыш начнёт проявлять и эмоции радости.

Также в этот период малыш начинает крутить головой и поворачивать её в сторону говорящего.

Лепет (4-5 месяцев)

Лепет осуществляется благодаря врожденным программа центральной нервной системы. Прослеживается мычание в голосе и вокализация, как-будто поёт.

Ритм в звуках, первые самостоятельные движения, попытка присесть (5-6- месяцев)

Самостоятельные движения ребёнка положительно влияют на формирование речевых артикуляций.

Адекватная реакция на жесты, мимики и слова других людей (6-8 месяцев)

Новые речевые звуки. Малыш активно ползает. (8 месяцев)

Лепет постепенно угасает и появляются новые речевые звуки, которые чаще всего слышит малыш в окружении.

Первые слова, первые шаги, активная манипуляция руками и начинает развиваться пинцетный захват. (10-12 месяцев)

Активное накопление пассивного словаря, вырабатывается жест - указательный палец. Умеет сам слезать с дивана. (1 год - 1,5 года)

Формируется коллективная речь, когда малыш распределяет объекты по группам и называет их одним и тем же словом. (1,5 - 2 года)

Формируется элементарная фразовая речь из 2-3 слов, например “мама, дай”. Малыш произносит примерно 20 простых слов, например “мама, ба, ав-ав, му” (2 года).

Связывание слов в предложения (2-3 года).

Появляются прилагательные в речи малыша (2,5 года - 3,5 года).

Формируется звукопроизношение, четкость и дикция (3 года - 5 лет).

Появляется шепотная речь (4 года).

В речи малыша слышны короткие рассказы. (5 лет)

Малыш задумывается о том, что говорит и поэтому в речи могут возникать паузы (5 - 6 лет).

Начинается этап формирования письменной речи (7 лет).

Сейчас я на этапе развития четкой дикции и прилагательных в речи малыша и в поиске соответствующих лайфхаков. Например, мой первый сын с ходу уловил определения цвета красок: белый, желтый, красный и т.п. И я даже не помню, как он начал говорить прилагательные. А вот со вторым малышом я уже полгода прокачиваю в себе креативность по развитию цветового мышления. Мышление есть. А над определением цвета задумывается и продолжается красную машинку закатывать в жёлтый гараж.

. . .

p.s. Сейчас вы прочитали статью из блога в яндекс.дзене, в котором собраны лайфхаки по запуску речи у малыша из жизни мамы-нелогопеда, которая прочитала сотню книг по дефектологии, нейрологопедии и неврологии за первые два года в декрете.

Попробуйте сами запустить речь вашего малыша! У вас получится! Ведь у меня получилось запустить речь малыша-молчуна к 1,5 годам. Правда начала я этим активно заниматься с его 9 месяцев тишины в голосе.

В жизни я сейчас III год в декрете и пишу книги с лайфхаками для мам и пап. Если вам нравятся мои рассуждения и мысли в текстах, то вам точно понравится моя книга «52 фишки адаптации ребёнка к детскому саду» и другие на ЛитРес.

© Яна Терентьева