Найти в Дзене
Мурат Ш.

О ты, врагов очарованье…

Оглавление

Поручик Перов, он же Владимир Ивашов...
Поручик Перов, он же Владимир Ивашов...

Создатель остросюжетной экшн-кинотрилогии про Неуловимых, режиссер Эдмонд Кеосаян, может даже, не подозревая об этом, еще в далеком 1968 году, задал тренд интеллектуального и неоднозначного врага в советском кино, который стал постепенно приходить на экраны, вытесняя однобокий гротескно-карикатурный взгляд на противника, как на злобного недалекого упыря из анекдотов («Подвиг разведчика», «Беспокойное хозяйство» и т.п.)

Да, конечно, есть в этом фильме людоед-атаман Бурнаш, водевильный полковник с гитарой в исполнении Евгения Весника, незабвенный недотепа от Савелия Краморова.

Савелий Краморов - первый киноборец с привидениями...
Савелий Краморов - первый киноборец с привидениями...

Однако, наряду с этим, присутствуют вполне серьезные враги - контр-разведчик полковник Леопольд Кудасов и штабс-капитан Петр Сергеевич Овечкин.

А еще есть гениальные немые кадры, иллюстрирующие рассказ Бурнаша...
А еще есть гениальные немые кадры, иллюстрирующие рассказ Бурнаша...

Мало того, его антигерои уже очеловечены и не лишены флера романтики, и даже симпатичны.

Я не претендую на глобализм или академизм своего исследования.

Конечно, были яркие «белые» персонажи из к/фильмов "Сорок первый" (поручик Олега Стриженова), «Адъютант его Превосходительства» (полковник Щукин, генерал Ковалевский), «Бег» (генералы Хлудов и Чарнота), «Служили два товарища» (поручик Брусенцов), а также незабвенные персонажи в щеголеватой черной униформе от Hugo Boss из к/ф «Щит и меч», однако, это было уже потом…

У него они уже были облачены в изящную вражескую мундиры с эполетами и аксельбантами.
Их сыграли самые брутальные актеры советского кино, достаточно упомянуть всегда и всех переигрывающего, в том числе и самого себя, Армена Джигарханяна.

Эх, Питер-Питер! ...Встреча двух "земляков"
Эх, Питер-Питер! ...Встреча двух "земляков"

Видимо с этой целью - преодоления одноплоскостного восприятия, в их белогвардейские уста были вложены две шикарнейшие песни Яна Френкеля о Родине («Русское поле» и «Тальянка»), в исполнении поручика Перова, или легендарного кумира советских женщин Владимира Ивашова.


До сих пор удивляюсь, как тогдашнее Госкино это все пропустило? ...Всю эту романтизацию белогвардейщины?

В белых перчатках...
В белых перчатках...

Подумал я и о том, что может оттуда Татьяна Лиознова и черпала будущие образы для своих Мгновений.
Может и послужил коварный штабс-капитан Армен Борисович Овечкин прообразом для будущего антигероя - гестаповца Броневого ибн Мюллера?

А стандарт штандартенфюрера Штирлица фон Тихонова, был срисован с красавца поручика Ивашова!?

Какие глаза! ...Роскошный кадр!
Какие глаза! ...Роскошный кадр!

P.S. Кстати, есть любопытный факт!

В. Санаев в правильной роли
В. Санаев в правильной роли

Роль Мюллера первоначально была предложена Всеволоду Санаеву, однако, он категорически отказался от нее по «идейным соображениям» (совсем, как у В.Войновича в «Чонкине», когда жена секретаря райкома отказала ему в интимной близости).

Дело в том, что на тот момент он являлся секретарем парткома киностудии «Мосфильм» и никак не ассоциировал свой светлый образ лидера партячейки с кровавой репутацией шефа гестапо.

их бин Фашистен?!
их бин Фашистен?!
В.Санаев в неправильной роли
В.Санаев в неправильной роли

Хотя, по-молодости, не гнушался эпизодических ролей в виде белокурых бестий, как в фильме "Жаворонок"


Но вот как вошел, однажды, в имидж положительного героя
(главная роль в к/ф «Версия полковника Зорина») , ...так и не вышел.


А выиграл от этого только Леонид Броневой… и, в итоге, массовый телезритель!)))

Заметьте, не я это предложил!)
Заметьте, не я это предложил!)