Перспективы развития российской экономики два дня подряд были темой оживленных дискуссий на Московском финансовом форуме (МФФ). Лучшие «говорящие головы» страны спорили о том, кто виноват и что делать. Что происходило на МФФ и что все это значит?
Деньги есть, но роста нет
Первый день форума завершала пленарная дискуссия «Российская экономика: возможности для опережающего роста». В президиуме собрались министр финансов Антон Силуанов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Максим Орешкин, мэр Москвы Сергей Собянин, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, глава ВТБ Андрей Костин. На огонек забежал даже премьер-министр Дмитрий Медведев, который выступил с приветственной речью.
Основной спор шел вокруг причин слабости российской экономики и методов борьбы с этим постыдным явлением. Антон Силуанов активно жадничал, то есть, простите, защищал жесткую бюджетную политику.
Алексей Кудрин требовал реформ, критиковал нацпроекты и прямо намекал на то, что Минфину неплохо бы раскошелиться, чем вызывал плохо скрываемое раздражение Силуанова. Отвечая на реплику Кудрина о недостаточном финансировании, министр финансов заявил, что важно не количество денег, а то, как ими распоряжаются. «Зачастую те деньги, которые у нас есть, могли бы дать больший эффект», - парировал первый вице-премьер.
Эльвира Набиуллина недобро косилась на Максима Орешкина, в свою очередь защищала денежно-кредитную политику Центробанка и также требовала структурных реформ.
Все ждали продолжения пикировки между главами ЦБ и Минэка. Однако Максим Орешкин был очень скромен, ничего не требовал, а рассказывал о делах, которых у Минэка невпроворот. И вообще, нужно все много работать для того, чтобы поднять экономику России, заявил трудоголик Орешкин.
В итоге все говорил о своем. Силуанов требовал, чтобы ЦБ сначала предельно снизил ключевую ставку, а потом уже можно было бы обсуждать бюджетную политику. Глава ЦБ рассказывала, что кредит не может быть дешевым. Кудрин желал инвестировать в человеческий капитал, а Костин предлагал активнее бороться с долларом. В итоге, куда нам плыть, было не очень ясно и понятно.
Что делать? Нет консенсуса
Нацпроекты вызывают отторжение не только у Алексея Кудрина, но и у главы «Сбербанка» Германа Грефа. Реализация нацпроектов не позволит достичь желаемого результата, заявил банкир во время своей дискуссии с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом и Антоном Силуановым, которая прошла во второй день форума. По словам Грефа, необходимо перенаправить средства, заложенные на нацпроекты, на построение новой модели роста во всех сферах
При этом, как считает Греф, стране нужен «перезапуск» всего подхода к экономическому развитию. А сейчас у России нет бизнес-модели экономического роста страны. «У нас нет консенсуса, что надо делать. А если нет консенсуса о том, что надо делать, то вопрос “Как?” вообще не стоит в повестке дня», - подчеркнул он (цитата по ТАСС).
Глава Сбербанка сделал акцент на новых технологиях, которые «взорвали все сферы»: управления, здравоохранения, образования, сервисов.
«Абсолютно другая модель в мире складывается. Соответственно, все деньги по национальным проектам нужно пустить на переизобретение, на создание новой модели в каждой из этих сфер: в образовании, здравоохранении, государственном управлении, правоохранении и в судебной системе. За эти деньги эти реформы мы точно можем сделать», - подчеркнул Греф.
Что все это значит?
За словесными битвами российских либералов и консерваторов можно наблюдать так же долго, как за водой и огнем. Первые требуют реформ, снижения налогов, уменьшения давления на бизнес со стороны силовиков и предлагают повернуться лицом к стране. Вторые заявляют, что госденьги тратить нельзя, ибо они на черный день, который может грянуть с минуты на минуту. И вообще постоянно что-то менять плохо - нет, мол, тогда доверия к государству и понимания, как строить жизнь и вести бизнес.
В итоге споры эти ничем не кончаются, потому что главным арбитром в них является президент Владимир Путин, который время от времени хвалит то тех, то других, а чаще всего молча парит над схваткой в сиянии своего президентского величия. А российская экономика между тем стагнирует, люди беднеют, бизнес хиреет, и чем все кончится - неясно и непонятно.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для канала