Каждый вечер, заставляя свою пятилетнюю дочь убирать игрушки, чистить зубы, мыться и ложиться спать – я встречаю недовольство и сопротивление.
- Мама, - спрашивает она вчера – я должна делать только то, что вы с папой говорите?
Звучало это как уточняющий вопрос и в тоже время грустно как-то. Она заставила меня задуматься.
Я попыталась объяснить:
- Нет, ты не все делаешь как мы скажем. У тебя есть выбор: что читать, что смотреть, во что играть, что надеть.
Я уж не стала уточнять, что все это она выбирает из того, что я уже выбрала.
- А не делать то что я не хочу, всегда нельзя? – спрашивает она.
- На этом мне приходится настаивать, потому что это нужно для безопасности и здоровья. Если я не буду заставлять тебя чистить зубы? Знаешь, что будет? А если разрешу долго смотреть телевизор или не ложиться спать?
-Знаю, знаю…
-Ты хочешь, чтобы я тебя не заставляла? Тогда ты должна понимать, что может случиться.
-Заставляй – вздыхает. Но я не могу быть послушной, я – плохая.
-Ты хорошая!
Вот такие у неё выводы. Я ей пытаюсь донести, что послушный ребенок и хороший ребёнок не синонимы!
Меня больше бы насторожило, если бы моя дочь была образцом послушания и безропотности.
Зря родители послушных детей тихо радуются. Им как раз есть, о чем переживать, в будущем послушному ребенку грозит: отсутствие инициативы, подверженность чужому влиянию, низкая самооценка.
Самостоятельность, способность настоять на своём, вера в свои силы – это невозможно без отрицания, конфликтов, непослушания.
Не путать послушание и дисциплинированность.
Дисциплинированность это: правила безопасности, правила поведения в социуме, пунктуальность, обязательность и т.п.
Поэтому у ребёнка должны быть разумные и понятные ему запреты и ограничения.
Кстати, в детском саду она образец послушания. Все делает быстро и безропотно.