Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства детей 70-х ТОП-3 киносказок – это «Морозко», «Варвара-краса» и «Марья-искусница», которую мы вспомним сегодня. Дуэт блистательного Роу с великолепным Евгением Шварцем, конечно, не мог остаться незамеченным зрителями; сказка запомнилась и полюбилась.
Сюжет фильма "Марья-искусница"
Солдат (Михаил Кузнецов), отслужив 25 лет, возвращается в родные края. Тяжелая служба не сломила и не озлобила его – наоборот, он готов помогать каждому, будь то белки, медведи или случайно встреченный в лесу мальчик Иванушка (Виктор Перевалов).
Мальчику в жизни пришлось нелегко – его отец умер уже давно, а маму, Марью-искусницу, забрал в свое царство поганый Водокрут, царь подводный. Вот и отправился Иванушка в дальний путь: выручать маму. А солдат, конечно, предложил идти вместе – вдвоем-то и веселее, и сподручнее.
Долго искать вход в Подводное царство не пришлось – сам Водокрут (Анатолий Кубацкий) героев туда и привел, напуганный необыкновенным барабаном солдата. Но возвращать Иванушке маму он не собирается, а строит козни и затягивает время.
Сказка – это жанр удивительный: ведь она не существует без назидательности («сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»), а финал не может быть неожиданным: зло обязательно проиграет добру, положительные герои непременно победят отрицательных.
Канонизирован в общих чертах и ход повествования - таким образом, ожидать совсем уж неожиданных сюжетных поворотов не приходится.
Что остается? Антураж. Интересность персонажей. Юмор. Высокое качество актерской игры и, разумеется, режиссерское решение. У Роу всё это есть – именно потому мы так любим его сказки. Давайте «пробежимся» по некоторым запоминающимся моментам в «Марье-искуснице».
Животные
В наше время, не мудрствуя лукаво, животных бы сделали с помощью компьютерной графики. Признаюсь – я всматривался в белочек (особенно эту, на руке), пытаясь понять: анимация или живая?
Привет Рэю Харрихаузену, ага.
Но, согласитесь – Роу не уступает Харрихаузену, хотя использует другие приемы. На мой взгляд, эти двое – великие мастера, только работавшие разными методами.
И у Рэя анимационные персонажи выглядят почти как живые, а у Роу животные настолько органично исполняют роли, что не верится в такое чудо.
И это добавляет волшебности – как будто и в самом деле мы попали в сказку.
А какие монструозные рыбы! Вроде, ничего особенного, но как-то эмоционально содрогаешься, видя их – и нисколько не выглядит наигранным испуг мальчика.
Квак
Милляр гениален, о чем тут говорить? Этим двоим (Роу и Милляру) несказанно повезло найти друг друга и их таланты в сотрудничестве раскрылись полностью, одарив зрителей чередой потрясающих образов. Милляр снялся во всех шестнадцати сказках Роу, исполнив тридцать ролей в них.
У Роу, в фильме «По щучьему велению», состоялся кинодебют Георгия Федоровича (два участия в эпизодах до того – не в счет).
Но дебют Милляра с комедийным переодеванием был раньше – на сцене театра в Геленджике он сыграл… Золушку. Причем, его появление в спектакле не было запланированным – Георгий работал бутафором и знал наизусть все роли.
Однажды исполнительница роли Золушки заболела, известно это стало непосредственно перед спектаклем и… режиссеру ничего не оставалось, кроме как загримировать парня и вытолкнуть его на сцену.
Марья-искусница и Тётушка-Непогодушка
Нинель Мышкова передала искреннее горе матери, разлученной с маленьким сыном. Далеко не всегда и в реалистичных фильмах удается сыграть настолько высокий трагедий накал, но особенность эпизода даже не в этом, а в переходе от драмы от полному отстранению («что воля, что неволя – всё равно… всё равно…»).
И обратите внимание – чуть позже Непогодушка (Вера Алтайская) говорит Водокруту, что ей, наконец, удалось полностью смирить Марью. А ведь женщина не первый день в плену, но, похоже, пока в ней жила надежда – невозможно было её сломить. И получилось это лишь тогда, когда Марья в отчаянии признала невозможность выхода из плена.
Мыслительный процесс в фильме "Марья-искусница"
Это какой фантазией надо обладать, чтобы ТАК обыграть процесс «думания»! Феерия, на мой взгляд!
Кстати, когда вы смотрите эпизоды с пиратами, вам не кажется, что Ролан Быков своих пиратов для «Айболита» именно здесь «подсмотрел»?