Знаковые места и дома-музеи бывают нескольких видов. Об одних давно знаешь, мечтаешь попасть и ждешь встречи с желанным давно и страстно или трепетно, с предыханием.. а бывают такие, о которых и не подозреваешь. И вот в таких домах иногда случается нежданное. Они тебя шокируют своей самобытностью и ею же пленяют. И вот, слово за слово, шаг за шагом и ты в плену у этого места. Стоишь с открытым ртом (совершенно не обращая на это внимания) и жадно, неистово впитываешь, впитываешь как губка каждое слово экскурсовода. Так и случилось со мной во время блог-тура по Псковской области (спасибо https://travel-russia.livejournal.com/ за возможность ), когда мы побывали на экскурсии в доме - музее Сергея Довлатова.
К своему стыду, об этом писателе, до рассказа о нем (его жизни и творческом пути) нашим экскурсоводом (Натальей Ивановной Рясинцевой) я не знала ровным счетом ничего. Знала только имя, фамилию и .. что он был. И вот мы открываем калитку и оказываемся на территории музея. Музей - частная территория. Он существует на пожертвования людей для которых важна русская история. Музей поддерживается благодаря энтузиастам и меценатам. Они создают экспозиции и помогают проводить ремонтные работы.
Благодаря заботе и внимаю неравнодушных, в доме, которому больше ста лет, до сих пор живет атмосфера и ощущение, что Сергей Донатович сейчас пройдет по тропинке и выйдет к гостям.
"Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить. Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами", - так описывает деревню Березино Сергей Довлатов в автобиографической повести "Заповедник".
Сергей Довлатов снимал комнату в одном из домов деревни (в том самом, где сейчас музей) у некоего Ивана Федоровича Федорова в 70-е годы. В этот период Сергей Донатович работал экскурсоводом в заповеднике "Михайловское" в Пушкинских горах.
Создатели музея сохранили атмосферу дома такой, какой видел ее Довлатов: "Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла - заклеены газетной бумагой". Главным достоинством комнаты были окна, выходящие на юг, и отдельный вход. Аренда по тем временам составляла 20 рублей или :" Девятнадцать бутылок "Розового крепкого". Пачка "Беломора". два коробка спичек".
Для своего творчества Сергей Довлатов брал материал из жизни. Его можно назвать документалистом или летописцем эпохи. Некоторые персонажи из "Заповедника" до сих пор живут в домах около музея и вспоминают своего соседа "огромного Серегу". Рост у писателя был выдающийся, 196 см.
Сергей Довлатов - один из тех писателей, которым удалось в своих произведениях сохранить историю, но, что бы прочувствовать сложность судеб писателей Советского периода и простых людей, зачастую бывает мало прочитать даже самое великое художественное произведение. Хорошо, что есть чудом уцелевшие вещи... свидетели той эпохи, которые помогают ее лучше раскрыть и понять, ощутить. Кстати, если у вас есть вещи, характеризующие эпоху 60-80 - годов 20 века, вы можете передать в дар музею их и внести свой вклад в сохранение исторической памяти.
Цитаты из повести "Заповедник". Над каждой хочется "зависать" подолгу. Смаковать каждое слово, взвешивать его как бусину из дагоценного камня. Понимать, что каждая такая "бусина" имеет идеальную огранку и находится на своем месте в общей картине.
В комнате хозяина стоял запах прокисшей еды. Над столом я увидел цветной портрет Мао из "Огонька". Рядом широко улыбался Гагарин. В раковине с черными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола.
Комната самого Довлатова. Сложно представить, как высокий и статный писатель жил в столь стесненных условиях.