Продолжение.
Предыдущая часть см. Этюды о послушании - 4
Этюд пятый: Железный Исидор.
(по мотивам истории преп. Иоанна Лествичника «об Исидоре»)
Эта история переносит нас в 6 век нашей эры, в Средневековье. Именно в эту эпоху, человечество уповало в духовном развитии на жесткую борьбу с грехом, сильнейшее покаяние и воссоединение с Богом через него.
Именно в это время были созданы великие творения духовного аскетизма, а мировая сокровищница трудов великих подвижников пополнилась такими именами как Антоний и Макарий Египетские, Ефрем и Исаак Сирины, Андрей Критский, великие Вселенские учителя, и многие другие. В это время происходит и то событие, которое описал преп. Иоанн Лествичник.
Исидор происходил родом из князей Александрийских и по характеру был весьма жестким и решительным человеком. За такой нрав, Исидор был прозван «Железным». К концу жизни он осознал, что вел жизнь не Богоугодную, и захотел очистить душу перед Ним, для чего прибыл в Синайскую обитель, обратившись к настоятелю с просьбой принять его в синайскую братию.
Настоятель (а им был либо авва Мартирий, у которого Иоанн в юности проходил послушание, либо сам Иоанн), сей мудрый, прозорливый и опытный старец, увидев Исидора сразу заметил, что тот крайне жесток, суров, зол и коварен и потому, решается для исцеления того от духов злосчастных найти сильное духовное средство.
И говорит Исидору :
"Если ты истинно хочешь понести иго Христово, то хочу, чтобы ты сперва обучился послушанию.
"Как железо кузнецу предаю себя тебе, святейший отче в повиновение" - молвил Исидор.
Настоятель был удовлетворен ответом.
- Хочу – сказал он Исидору – чтобы ты, истинный брат, стоял у врат обители, и всем входящим и исходящим из нее кланялся в ноги и говорил:
«помолись за меня, отче, я одержим злым духом».
Исидор послушался старца как Ангел Господа.
В течение 7 лет, ежедневно, стоял "железный" Исидор у врат обители под жарким Египетским солнцем, кланялся и произносил это прошение к каждому входящему и исходящему из обители. Те же, кого он просил о молитве – честно молились за него, и в этом была вторая сторона подвига – помогающего и исцеляющего.
Когда закончился период послушания, прошло 7 лет, настоятель обители решается за такое великое послушание и терпение Исидора причислить его к братии.
Исидор же, чувствуя приближающуюся свою кончину, испрашивает у настоятеля как сам, так и через других, продления для себя этого послушания. Настоятель благословляет. На 10 день его, Исидор «бесславно, со славою» отошел к Господу.
Когда Исидор находился в середине срока своего послушания, молодой инок (может быть это был сам Иоанн) подошел к нему и узнал, что делает его ум, когда Исидор творит такое суровейшее послушание.
Видя, что это не праздное любопытство, Исидор поведал:
«На первый год, я представлял, что продал себя в рабство и с кровным усилием заставлял себя отпускать поклоны, всячески силою понуждая себя.
На другой год, почувствовав легкость, полагал, что Бог уже наградил меня за терпение и послушание .
На третий же год, уже поникши взором ниже земли, а умом еще ниже, считал себя недостойным быть перед Богом, и получать все Его милости. И лишь тогда уже искренне просил людей помолиться за меня».
Не просто восстанавливать утраченные добродетели . Жесткий сей подвиг послушания Исидора - пример тому.
Продолжение - этюды о послушании - 6
Вернутся в начало этого цикла статей: Этюды о послушании
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов