Найти тему
TeachMePlease

Мешают ли смартфоны учёбе

Оглавление

Пока Рособрнадзор только рекомендует ограничить использование мобильных в школах, парламент Франции в 2018 году одобрил запрет на использование телефонов в учебных заведениях. Давайте разберёмся, обоснованы ли подобные действия или запрет – это уже чересчур.

Смартфоны помогают оставаться на связи, находить необходимую информацию и организовывать общественные мероприятия, но в то же время могут отрицательно влиять на концентрацию внимания, коммуникативные навыки, способствовать развитию синдрома упущенной выгоды, прокрастинации и стрессу.

Негативные факторы использования смартфонов

Ухудшение концентрации внимания

Согласно исследованиям, посвящённым феномену рассеянного внимания, офисному работнику требуется 25 минут, чтобы сконцентрироваться на изначальной задаче, если он отвлекается на смс‑сообщение или е‑mail.

Неспособность человека XXI века сосредоточиться на работе американский психиатр Эдвард М. Хэлловэлл обозначил термином «ситуационно обусловленный дефицит внимания». Среди причин которого он называет гипнотизирующее влияние монитора.

Прокрастинация

Склонность к тому, чтобы откладывать сложные или важные дела, всегда была распространена среди учащихся – по статистике, примерно 75% студентов страдают от неё.

И чаще всего хорошим инструментом прокрастинации становится ваш смартфон, ведь в нём столько всего интересного благодаря чему можно приятно провести время: соцсети, видео, новости.

Разумеется, смартфон не превратит вас в прокрастинатора, однако он может повлиять на склонность откладывать дела «на потом».

Развитие синдрома упущенной выгоды

Синдром упущенной выгоды (Fomo) – это необходимость постоянно знать, чем занимаются другие люди прямо сейчас и связанное с этим беспокойство из-за того, что они проводят время гораздо веселее и интереснее.

Какие уж тут уроки, если твой ровесник-блогер прямо сейчас укатил на море или тусуется с друзьями!

Нарушение сна

Использование телефона в вечернее время плохо сказывается на количестве и качестве сна.

Свет, исходящий от экрана мобильного телефона, может «обмануть» организм и послать сигнал в мозг о том, что сейчас день, подавляя выработку мелатонина, гормона, регулирующего циркадные ритмы. 

Таким образом, использование телефона в вечернее время не даёт организму расслабиться и настроиться на отдых. Учёные советуют не использовать гаджеты за час до сна и вечером переводить их в ночной режим.

К сожалению, полное изъятие смартфона может не привести к высокой концентрации, а наоборот – вызвать стресс, который также пагубно влияет на внимание. Об этом свидетельствуют Сингапурские учёные, которые обнаружили, что учащиеся, у которых изъяли устройства на время теста, на 17% хуже использовали свою рабочую память и тяжелее переключались с одного задания на другое, чем те студенты, чьи гаджеты просто лежали рядом. Правда, такая реакция вскрывает другую проблему – зависимость от смартфона.

Всегда ли проблема в смартфоне?

Исследователи Высшей школы экономики Катерина Поливанова и Диана Королёва в результате опроса подростков 16-18 лет выяснили, что и отличники, и троечники тянутся к смартфону, когда им становится скучно. Исключение составляют лишь участники олимпиад: они настолько мотивированы на достижение сверхвысоких результатов в учёбе, что не позволяют себе отвлечься ни на минуту.

До появления гаджетов ученики также находили способы отвлекаться от уроков. Конечно же, постоянные оповещения и активность в социальных сетях провоцируют на отвлечение, но всё же один из самых действенных способов заинтересовать ученика и оттащить его от смартфона – пробудить любопытство и активно вовлечь в занятие.

А вы за запрет использования смартфонов в школах или против него?