Северная Корея - одна из самых закрытых стран мира и визит в неё всегда влечёт за собой массу новых открытий и впечатлений.
Удивление начинается уже с аэропорта: ни разу в жизни не видел, чтобы на разгрузку и обслуживание борта техники и грузчики шли идеальным строем и даже неким подобием строевого шага, как в армии. Разве что не с песней. Несмотря на то, что аэропорт Пхеньяна числится международным, заграничных направлений в нём всего два: в Россию и в Китай.
Сразу же в аэропорту туристов встречают гиды, которые не отойдут ни на шаг в течение всей поездки. Даже если турист приехал один, ему положено сопровождение из 3 человек: водителя и двух гидов.
Первое, что бросается в глаза за пределами аэропорта - почти полное отсутствие машин на дорогах.
Если машины и встречаются, то это либо государственные (с синими номерами), либо военные (с чёрными, и их очень много). Частную машину с жёлтыми номерами я видел всего однажды за всю поездку. Как сказал гид - машину может получить только очень выдающийся человек в подарок от государства и никак иначе.
Зато в изобилии на дорогах можно увидеть велосипедистов: для них даже за городом нередко обустроены специальные велодорожки, отделённые от трассы стальными отбойниками. На велосипедах едут все: школьники, рабочие, военные в форме. Иногда встречаются китайские электровелосипеды, но что первых, что вторых, ассортимент очень мал: такое ощущение, что в страну завозят всего по паре-тройке моделей с электродвигателем и без.
Автомобилисты в Корее не пропускают пешеходов на переходах, а только отчаянно сигналят чтобы все успели разбежаться. Аналогично сигналят друг другу водители на загородных трассах чтобы оповестить коллегу о том, что на дороге появилась ещё одна машина. Если в городах движение напоминает московское, утром 1 января, то за городом на дороге можно не встретить ни одного авто на многие километры пути. С совершенно непонятной целью в условиях полного вакуума на дорогах стоят дорожные полицейские и регулировщики.
Сразу из аэропорта туристов везут показывать гигантские статуи вождей: Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Любой, пожелавший посмотреть на них, должен купить цветы (примерно 5 евро) и с поклоном возложить их к ногам памятника. Альтернативный вариант: посидеть в машине. Варианта погулять самому в КНДР для иностранного туриста не существует, весь маршрут передвижения и график строго регламентированы.
Вождей нельзя снимать сбоку, со спины, или с лица, но не в полный рост. За этим гиды тоже внимательно следят. В кадр непременно должна поместиться вся фигура.
Недалеко от вождей находится второй по значимости монумент Пхеньяна: памятник идеям Чучхе. Что такое "идеи Чучхе" гиды внятно объяснить не смогли, пришлось самому поинтересоваться в Википедии по возвращению. Интересно, расстреливают ли гидов, которые не могут объяснить национальную идеологию?
В Северной Корее интернета для местных нет вообще, а для туристов есть возможность организовать за пару сотен евро очень тормозной и урезанный интернет в гостинице, подав заявку за две недели до приезда.
Помимо интернета турист может купить местную SIM-карту, но она тоже весьма специфичная: при цене в 120 долларов, вы не сможете позвонить с неё за границу, не сможете позвонить на корейский номер, звонки будут проходить только между туристами с такими же картами. Интернета за 120 долларов тоже не будет, но его можно подключить отдельно.
Сама гостиница для туристов, хоть и не дотягивает до своих нарисованных пяти звёзд, но вполне комфортна. Минус один - стоит она на острове, выбраться с которого без гида невозможно. Погулять можно только по дорожке на её территории или вокруг острова.
Маршрут поездки по Северной Корее, заранее оговоренный с туроператором, может внезапно меняться. Некоторые музеи совершенно неожиданно "закрываются на ремонт" а поездка на границу Северной и Южной Кореи резко заменяется на другую точку на той же границе, потому что "американцы не разрешили" (эта причина менялась несколько раз по ходу действия, но остановились на американцах, которые в КНДР виноваты просто во всех бедах мира).
С границы, несмотря на весьма необычное место, в котором мы оказались, всё же удалось снять достаточно интересные кадры, но ими я поделюсь уже в следующей части отчёта.