Найти тему
Пифагор

Колхида — зверь страшнее рыси. Про машину и дальнобойщиков.

Грузовой автомобиль КАЗ 608В появился в моей жизни почти случайно. У меня есть армейский грузовик ГАЗ 66, на базе которого сделал автодом. Все бы в нем ни чего, но есть два существенных недостатка, тесная кабина и слабый мотор. В голове ломались копья, как все это улучшить, и тут случайно наткнулся на объявление о продаже полноприводного фургона КАЗ 608В «Колхида», в простонародье «Сервант», 1983 года выпуска. В общем завертелось, закрутилось, купил.

Снята будка и покрашена кабина
Снята будка и покрашена кабина
-2

Кем был мой КАЗ при рождении доподлинно не известно, то ли полноприводным самосвалом, то ли тягачем, но Псковскому автохозяйству ни то, ни другое видать было не нужно. Итог, возможно силами Псковского авторемонтного завода была произведена модернизация, повысили с КАЗ 608В до КАЗ 608 ВБ62М, стал он автолавкой.

Был такой самосвал
Был такой самосвал
И такой
И такой

Автомобиль достался мне почти в идеальном состоянии, отсутствовало всего две мелочи: внутренности переднего моста и раздаточная коробка.

Передний мост от ЗИЛ 131, родные мосты были фирмы RABA
Передний мост от ЗИЛ 131, родные мосты были фирмы RABA

Что необычного в этом автомобиле: первое это печка, вы не поверите, но обдув в оригинале только вверх, на стекла. Обдув в ноги не предусмотрен конструкцией печки вообще. Второе это кабина, она просторная, со спальным местом, но кузовные панели собраны без единого ребра жесткости. Голые листы кабины прогибаются под любым нажатием.

Когда же первый раз сел за баранку почувствовал себя крановщиком, сидишь высоко над торпедой, а большие стекла начинаются почти с высоты коленей. Да, и еще один сюрприз, руль немного смещен относительно центра водительского сиденья влево, что в принципе не было неудобством.

-6

Еще больший сюрприз меня ожидал, когда я поставил машину на ручной тормоз. Ручник напрочь блокирует выход водителя из кабины.

Фото взял из Яндекс, свой ручник не фоткал.
Фото взял из Яндекс, свой ручник не фоткал.

Рычаг переключения передач можно назвать вишенкой на торте. Сама конструкция такая же как и на первых КАМАЗах, попасть в нужную передачу — это успех. Передачи расположены в обратную сторону, с лева на право. Ощущение как будто сел в праворульную машину. То

Это и есть рычаг КПП
Это и есть рычаг КПП

Удивило и порадовало расположение двигателя, «интернет эксперты» ставят знак равно между ЗИЛ-130 и КАЗ 608В. Если смотреть поверхностно, то так и есть, разница только в кабине, все остальные агрегаты «Колхиды» взяты от ЗИЛа. Но дьявол как говорят, кроется в деталях. Если поставить их рядом, то видно сразу, двигатель у Колхиды смещен на пол метра назад, к центру рамы и установлен ниже на 20 см нежели у ЗИЛа. Кто увлечен оффроадом сразу поймет плюсы. При развесовке 50/50 автомобиль лучше преодолевает бездорожье, так как одинаковая нагрузка на оси. А тут ещё центр тяжести ниже.

Ну что же, теперь перейдем к бытующему мнению об этой машине, откровенно скажем, имидж ниже плинтуса. Мне кажется, что большинство «интернет экспертов» в этом вопросе, родились уже после распада СССР, на до ли говорить, что они зачастую в живую автомобиль не видели. А реальные водители этих машин вряд ли зависают на форумах, им всем уже далеко за шестьдесят, а интересы могут быть далеки от автомобилей.

Как владелец, могу сказать, что половина баек о «Колхиде» это байки, и связаны они в большинстве своем с закостенелостью водителей, в слабом знании ими предмета. Да, да, образ рисуемого дальнобойщика времен СССР мягко говоря идеализирован, это не касается дальнобойщиков севера они действительно титаны своего дела. Водитель в Советские времена был большим «наездником» нежели сейчас. Требовалось от него только водить, подав транспорт под погрузку он не следил за расположением груза и его количеством. Более того, если у вас тентованная шаланда расчехляли и зачехляли её грузчики! Они же отвечали за размещение и крепление груза, как это сейчас происходит в порту или на ж/д станциях. Руки к автомобилю тоже прикладывать не было необходимости, подготовка к рейсу сводилась к проверке световых приборов и загон автомобиля в ремзону. Получить талоны на топливо и путевой лист в бухгалтерии. Даже если вы сломались в пути, не беда, каждые 50 км автобаза. Вам надо либо позвонить из ближайшей деревни или передать весточку с попуткой. Дальше всё как в песне - «пришел тягач и был там врач». Машину в ремзону, а вы либо домой, либо в гостиницу, которые к слову при каждой автобазе были. При такой жизни прикладывать руки к машине это вопрос желания.

Еще про одно убеждение забыл упомянуть — молодого водителя обязательно сажали на развалюху, который её мастерски и в мучениях восстанавливал. Всё это в большинстве своем преувеличение. Водитель не занимался ремонтом, за исключением каких то мелочей, для остального были механики, маляры и электрики с карбюраторщиками. Любое автохозяйство было заинтересовано в подвижном составе, ключевое слово «подвижном». Весь хлам правдами и неправдами списывали в утиль. Конечно же были исключения и связаны они были с восстановлением автомобилей после ДТП или иного не профессионализма, когда с водителя ущерб либо высчитывали по исполнительному листу, либо он ремонтировал сам.

Про «горный тягач» - это спорное утверждение. Понятно, что 210 сильный КАМАЗ или 260 сильный МАЗ лучше, спорить глупо. У КАЗ 608В бензиновый мотор 150 л.с. и вряд ли его донор ЗИЛ 130 был лучше в этом деле, как утверждают «эксперты».

Что касается самой машины, все неудобства о которых я написал выше исправил за пару недель, ну кроме переноса руля))). Восстановил передний мост, поставил раздатку от ЗИЛ 131.

Машина ни лучше и не хуже автомобилей выпускавшихся в те годы, просто это был первый опыт безкапотника, кому то он нравился, кому то нет. Я же получил, что хотел. Большая кабина и по мощнее мотор так выглядит машина сейчас

Так выглядит Колхида сейчас
Так выглядит Колхида сейчас

Интересно выслушать мнение об этом автомобиле, вдруг я до чего то не докопался.

Авто
5,66 млн интересуются