В статье "Что такое социальное познание" речь шла о целях, задачах, функциях и видах социального познания.
Сегодня продолжим разговор об особенностях социального познания.
Особенности социального познания
Как мы уже отмечали в предыдущей статье для социального сознания существует проблематичность объективности. Полная нейтральность исследователя затруднительна, поэтому важна его осознанность.
Представленные на рисунке 1 особенности делают социальное познание сложным, но и чрезвычайно интересным процессом, позволяя нам лучше понять себя и мир, в котором мы живем.
Можно отметить дополнительно, что при изучении общества исследователи сталкиваются с ещё одной существенной особенностью - это сложность общества, как объекта изучения. Известно, что общество является многоуровневой системой, где переплетаются экономические, политические, культурные, психологические и другие факторы. Их невозможно изучать вне исторического контекста, поскольку они развиваются и меняются во времени. Кроме того, люди – не просто элементы системы, а сознательные существа, обладающие волей, мотивами, интерпретациями, что делает их поведение сложным и не всегда предсказуемым.
Подходы
Субъект и объект познания совпадают, поэтому исследователь может изучать объект с двух позиций: объективно (взгляд со стороны) и субъективно (изнутри).
Субъективный подход в социальном познании предполагает, что знание об обществе не может быть полностью отделено от опыта, переживаний, ценностей и интерпретаций самого познающего субъекта. Он исходит из того, что социальная реальность не существует сама по себе, объективно и независимо от человека, а конструируется и осмысливается людьми.
Объективный подход в социальном познании ориентирован на изучение общества как самоценной, внешней по отношению к человеку системы, подчиняющейся объективным, универсальным законам. Он стремится к максимальной отстраненности исследователя от изучаемого объекта, к нейтральности и беспристрастности, подобно тому, как это происходит в естественных науках.
Этот подход предполагает, что социальная реальность существует независимо от нашего сознания, нашего восприятия и интерпретации. Задача исследователя – открыть эти объективные законы, понять структуру общества, его функционирование и развитие
Принципы
Принципы социального познания – это фундаментальные установки и правила, которыми руководствуется исследователь, изучая общество. Они определяют, как мы подходим к изучению социальных явлений.
Основных принципов социального познания ТРИ, но если рассматривать его как научный процесс, то можно выделить дополнительно ещё пять:
Эти принципы служат ориентирами для исследователей, помогая им более эффективно и глубоко изучать многообразный мир человеческого общества.
Специфика
Спецификой социального познания является то, что учёные изучают людей используя разные источники.
Субъект социального познания (например, психолог) может анализировать объект (человека) в процессе непосредственных отношений и взаимодействия, где источником будет социальная действительность в которой находится объект изучения:
Психолог, изучая человека, фокусируется в первую очередь на индивидуальном сознании, поведении, мотивах и межличностных отношениях. Он стремится понять, как внутренний мир человека влияет на его социальное поведение, и как социальная среда, в свою очередь, формирует личность.
Историк, как субъект социального познания, изучает свой объект (историческую личность) опосредованно через исторические источники:
Историк изучает личность как активного участника исторических событий, продукт своей эпохи и одновременно – фактор, влияющий на ход истории. Социальное познание в историографии направлено на понимание прошлого через призму человеческого опыта, мотивов, действий и последствий этих действий.
Таким образом, историк, изучая личность, не просто описывает биографию, а стремится через неё понять более широкие социальные процессы, мотивы человеческих поступков, закономерности развития общества и роль человека в этом развитии.
Важно понимать, что факт науки - это не событие в жизни. Не является он и скрупулёзным описанием происходящего.
Каждый субъект социального познания имеет дело с социальным или научным фактом. Об этом поговорим подробно в следующей статье.