Найти в Дзене
Обществознание

В чём специфика социального познания

Оглавление

В статье "Что такое социальное познание" речь шла о целях, задачах, функциях и видах социального познания.

Сегодня продолжим разговор об особенностях социального познания.

Особенности социального познания

Как мы уже отмечали в предыдущей статье для социального сознания существует проблематичность объективности. Полная нейтральность исследователя затруднительна, поэтому важна его осознанность.

Рисунок 1. Материалы из методических разработок автора
Рисунок 1. Материалы из методических разработок автора

Представленные на рисунке 1 особенности делают социальное познание сложным, но и чрезвычайно интересным процессом, позволяя нам лучше понять себя и мир, в котором мы живем.

Можно отметить дополнительно, что при изучении общества исследователи сталкиваются с ещё одной существенной особенностью - это сложность общества, как объекта изучения. Известно, что общество является многоуровневой системой, где переплетаются экономические, политические, культурные, психологические и другие факторы. Их невозможно изучать вне исторического контекста, поскольку они развиваются и меняются во времени. Кроме того, люди – не просто элементы системы, а сознательные существа, обладающие волей, мотивами, интерпретациями, что делает их поведение сложным и не всегда предсказуемым.

Подходы

Субъект и объект познания совпадают, поэтому исследователь может изучать объект с двух позиций: объективно (взгляд со стороны) и субъективно (изнутри).

Субъективный подход в социальном познании предполагает, что знание об обществе не может быть полностью отделено от опыта, переживаний, ценностей и интерпретаций самого познающего субъекта. Он исходит из того, что социальная реальность не существует сама по себе, объективно и независимо от человека, а конструируется и осмысливается людьми.

Рисунок 2. Материалы из методических разработок автора
Рисунок 2. Материалы из методических разработок автора

Объективный подход в социальном познании ориентирован на изучение общества как самоценной, внешней по отношению к человеку системы, подчиняющейся объективным, универсальным законам. Он стремится к максимальной отстраненности исследователя от изучаемого объекта, к нейтральности и беспристрастности, подобно тому, как это происходит в естественных науках.

Этот подход предполагает, что социальная реальность существует независимо от нашего сознания, нашего восприятия и интерпретации. Задача исследователя – открыть эти объективные законы, понять структуру общества, его функционирование и развитие

Принципы

Принципы социального познания – это фундаментальные установки и правила, которыми руководствуется исследователь, изучая общество. Они определяют, как мы подходим к изучению социальных явлений.

Рисунок 3.  Материалы из методических разработок автора
Рисунок 3. Материалы из методических разработок автора

Основных принципов социального познания ТРИ, но если рассматривать его как научный процесс, то можно выделить дополнительно ещё пять:

Рисунок 4. Материалы из методических разработок автора
Рисунок 4. Материалы из методических разработок автора

Эти принципы служат ориентирами для исследователей, помогая им более эффективно и глубоко изучать многообразный мир человеческого общества.

Специфика

Спецификой социального познания является то, что учёные изучают людей используя разные источники.

Рисунок 5. Материалы из методических разработок автора
Рисунок 5. Материалы из методических разработок автора

Субъект социального познания (например, психолог) может анализировать объект (человека) в процессе непосредственных отношений и взаимодействия, где источником будет социальная действительность в которой находится объект изучения:

Рисунок 6. Материалы методических разработок автора
Рисунок 6. Материалы методических разработок автора
Психолог, изучая человека, фокусируется в первую очередь на индивидуальном сознании, поведении, мотивах и межличностных отношениях. Он стремится понять, как внутренний мир человека влияет на его социальное поведение, и как социальная среда, в свою очередь, формирует личность.

Историк, как субъект социального познания, изучает свой объект (историческую личность) опосредованно через исторические источники:

Рисунок 7. Материалы методических разработок автора
Рисунок 7. Материалы методических разработок автора
Историк изучает личность как активного участника исторических событий, продукт своей эпохи и одновременно – фактор, влияющий на ход истории. Социальное познание в историографии направлено на понимание прошлого через призму человеческого опыта, мотивов, действий и последствий этих действий.

Таким образом, историк, изучая личность, не просто описывает биографию, а стремится через неё понять более широкие социальные процессы, мотивы человеческих поступков, закономерности развития общества и роль человека в этом развитии.

Важно понимать, что факт науки - это не событие в жизни. Не является он и скрупулёзным описанием происходящего.

Каждый субъект социального познания имеет дело с социальным или научным фактом. Об этом поговорим подробно в следующей статье.

Удачи в подготовке к ЕГЭ! Спасибо, что дочитали:)

-9