Найти тему
Марьям Аллалио

Образование в Алжире

Общая информация:

  • Система образования в основном похожа на европейскую:
  • детский сад;
  • школа или гимназия (9 лет);
  • лицей или техникум (3 года)
  • университет, институт (5 лет).
Экзамены в школе (Алжир).
Экзамены в школе (Алжир).

Каждая школа окружена стеной с большими воротами, на которых нанесена надпись, в которой указано какая это школа, и чье имя она носит. С началом занятий ворота закрывают, а опоздавших пускают только в присутствии родителей.

Школьники Алжирской школы
Школьники Алжирской школы

В Алжире не может быть принята к рассмотрению мысль, чтобы в одном здании (дворе), под руководством одного директора и силами одного учительского коллектива организовать обучение детей младших, средних и старших классов. Это было бы за пределами здравого смысла. Каждая школьная ступень — это ступень ОТДЕЛЬНАЯ, со своим зданием (двором), директором и педагогическим коллективом. Учитель основной школы на ставку имеет 24 часа в неделю, учитель лицея — 19,5 часа, а преподаватель университета — 12. На ставку учитель легко обеспечит всем необходимым неработающую жену и нескольких детей. В начале карьеры он будет ездить на подержанном авто и жить в квартире дома, который патронируется государством, став опытным специалистом, сможет обзавестись индивидуальным жилищем с двориком и гаражом.

Начальная школа (Алжир)
Начальная школа (Алжир)

Школьное время разделено на две части: утренние и дневные уроки. Между ними перерыв на обед 1-2 часа. Обеды не проходят в школьных столовых, которые порой просто отсутствуют. У школьников есть два часа перерыва, чтобы сходить домой, покушать и вернуть назад в стены школы. В небольших городах, где школа находится в нескольких километрах, дети просто пережидают это время. Большинство их них берет ланч с собой.

Алжирское общество в принципе запрограммировано на уважительное отношение ко всем своим гражданам, а к учителю и врачу — особенно. На любом рабочем месте работа выполняется по-настоящему добротно и основательно. Это и формирует уважительное отношение одних сограждан к другим. Методы работы квалифицированного учителя администрация лицея не изучает и не контролирует. Неквалифицированных учителей на работу не берут, поэтому государство и приглашало на работу иностранных специалистов. Доверие учителю не декларируется, а реализуется предоставлением ему свободы действий как ресурса реализации его профессиональной компетентности: остальное само приложится, насколько — покажет уровень подготовленности учеников.

Специфика алжирского ученического контингента такова, что только 4-5 человек из 45 учащихся класса не знают формул, законов, определений и т.п. формальных позиций предметной программы. Остальных, что не спроси — всегда правильно ответят. Вопрос формальных знаний для большинства — не вопрос: проблема в умении применить имеющиеся знания. При этом в середине учебной недели занятия по расписанию только до обеда, а после обеда работают различные кружки и спортивные или художественные секции.

Преподаватель Белый Владимир Иванович, который работал в лицеях Алжира преподавателем физики и химии рассказывает, что именно после работы в Алжире я впервые осознал, как сильно отличаются в сущности своей «образование» и «образованность». «Образовываться» можно до бесконечности долго и много (например, навалить на старшеклассника 16 предметов), но это еще не факт, что удалось стать образованным.

Или другой уровень коммуникации: «Мсье, у нас к вам просьба взять еще один класс. Мы понимаем, что это много, возьмите только физику, а химию, которую вы не так любите, будет читать мадам Аниса. Учительница этого класса ушла в декрет, и в середине учебного года у нас нет иного выбора, а детям же писать аттестации». На лицо хлопоты администрации не просто, чтобы вычитать программу, а потребность в максимально эффективном решении вопроса уровня подготовки своих учащихся.

Вот из таких конкретных жизненных реалий складывается уважительное отношение общества к своим учителям. При этом нет «Дня учителя», грамот, значков, елейных речей с трибун. В противовес привычной для нас показухе, нивелирующей самодостаточность личности, есть постоянная светящаяся уважительная радость людей быть причастными к тебе, учителю: в транспорте, в магазине, в мэрии, фискальных органах, на улицах. Население считает за счастье, сделать приятное учителю. Как-то ученица написала на доске химический знак хлора с маленькой буквы — cl. Я прошу исправить на правописание с большой — Cl, а она не хочет, аргументируя: «Какая разница — хлор есть хлор». Я гну свое, аргументируя общепринятыми в науке условностями, но слышу в ответ: «Хорошо, мсье, но только лишь, чтобы сделать вам приятно».

Или другая «картинка» школьной (лицейской) жизни. Алжирский учитель носит с собой мел и щетку, набитую войлоком, чтобы стирать с доски. В классе нет такого понятия, как дежурный, который готовит доску для следующего урока. Это входит в служебные обязанности самого учителя как естественные издержки профессии, а ученики никому не прислуживают. В том числе и не моют полы вместо технических работников. Однако почти всегда находится кто-то, кто сам подходит в начале урока и просит: «Мсье, пожалуйста, дайте щетку».

— Да я и сам сотру. — Вам что, не будет приятно, если это сделаю я?

На физкультуре класс не делится на две группы «мальчики — девочки» — со всем классом работает один учитель.

Вопроса дисциплины как такового нет: ученик-нарушитель переводится в отдельную комнату под присмотр воспитателя.

Подготовленность учащихся технологически достигается наличием большого числа часов практических занятий. На уроке учитель диктует задачу и обязательно делает паузу на 5-8 минут, чтобы учащиеся имели возможность проявить свои способности разобраться в проблеме, теорию к которой только изучили. По ходу работы они начинают называть ответ, а я реагирую: «Неправильно». Время идет, а ответы все неправильные. Тогда говорю: «Ну, все, показываю на доске», а в ответ звучит эмоциональное: «Мсье, ну дайте еще пару минут, может у нас получится!» Если какой-то ученик получал правильный ответ, то я начинал беседу с ним, вовлекая и других учащихся, и постепенно формировал на доске хорошо сбалансированную запись решения уже как продукт интеллектуальной работы всей группы. Таким образом удается главным сделать мыслительную деятельность вместо профанации образования, когда педагоги рады уже тому, что учащиеся «понимают» то, что копируют.

В алжирской системе образования не существует такой вещи, как внеклассное чтение. Сложно увидеть школьников или студентов в свободное от учебы время читающих какую-нибудь книгу, кроме Корана

В то же время библиотеке алжирского лицея может позавидовать не один наш институт. На библиотечных стеллажах такие наши гранды, как Лев Толстой, Иван Тургенев занимали многие ряды, а особенно много Федор Достоевский. Доступными для учащихся лицея были работы любого мирового классика. Как беллетристики, так и книг «вождей» не было, религиозной литературы тоже. Все из последнего можно было купить за небольшие деньги на раскладах в городе. В том числе и Библию на русском языке.

Обучение ведется на двух языках, французском и арабском с постепенным переходом полностью на арабский язык.

В Алжире блокируют доступ в интернет, чтобы школьники не смогли списать на экзаменах. Об этом 9 июня 2019 года сообщило местное новостное агентство Algeria Press Service.

Выпускные экзамены в школах Алжира в этом году (2019) сдают с 20 по 25 июня. За час до начала каждого экзамена по всей стране отключается как проводной, так и мобильный интернет. 

Министр образования Нурия Бенгебрит заявила, что фейсбук в стране заблокировали на время всего экзаменационного периода.

Также на экзамены не разрешают проносить телефоны, планшеты и другие гаджеты.

Источники: Статья основывается на рассказе преподавателя Белый Владимир Иванович, который работал в лицеях Алжира преподавателем физики и химии.

Новости Алжира Algeria Press Service

http://peopleandcountries.com/article-1242-1.html