После страшного разгрома в 1898 во время испано-американской войны,восстановление флота было для Испании жизненно важным вопросом.Испанцы приняли разработанную вице-адмиралом Мирандой программу обновления флота. Предусматривала она и пополнение крейсерской эскадры.
В 1915 испанский флот заказал постройку двух легких крейсеров. Конструкцию традиционно позаимствовали у британских легких крейсеров С-класса(типа "Каледон"). Руководил испанским проектом постройки подполковник корпуса корабельных инженеров дон Карлос Годино Хил. Строительство шло на верфях Sociedad Española де CONSTRUCCION Naval в Ферроле. Часть материалов импортировалась и строительство,в условиях мировой войны, шло медленно.
Крейсера получили обозначение в честь головного корабля- Блас де Лесо -класс.Построено 2 корабля- Blas de Lezo и Mendes Nunes ,названных в честь выдающихся испанских флотоводцев .
Блас де Лесо-и-Олаварриета (исп. Blas de Lezo y Olavarrieta), также известный как «Patapalo» («Деревянная нога») и позже как «Mediohombre» (Получеловек) из-за многих ран, полученных в своей долгой военной жизни (3 февраля 1689 — 7 сентября 1741) — испанский адмирал, и один из величайших стратегов и полководцев в истории ВМС Испании. Он известен командованием обороной города Картахена в 1741 году в ходе Войны за ухо Дженкинса.
Casto Секундино Мария Мендес Нуньес (1 июля 1824 - 21 августа 1869), испанский военный морской офицер. Родился в Виго ( Галисия ). В 1866 году во время войны между Испанией , Перу и Чили , он был главнокомандующим испанского флота в Тихом океане . Бомбардировал и уничтожил порт Вальпараисо , воевал в Сражении при Кальяо ( в ходе которого был ранен в девять раз.) Мендес Нуньес был первым человеком , совершившем кругосветное путешествие на броненосце : «Enloricata Навис Quae прима terram circuivit
Интересный момент. В 1924 году намечался столетний юбилей Мендеса Нуньеса ,а из двух систершипов наиболее близким к готовности был крейсер ,заложенный под именем "Блас де Лесо".Тогда специальным Королевским декретом, опубликованным в Diario Oficial № 58 за 6 марта 1922 года, было принято беспрецедентное решение поменять наименования строившихся кораблей. Для исключения неизбежной в этих делах путаницы во всех официальных документах закрепили окончательное название кораблей, как будто они были приняты с момента их закладки.
«Мендес Нуньес» Mendes Nunes — заложен 28 февраля 1917 г., спущен на воду 3 марта 1923 г., вошёл в строй в мае 1925 г. . Выведен из боевого состава 8 декабря 1963 года.
«Блас де Лесо» Blas de Lezo — спущен на воду 27 июля 1922 г., вошёл в строй в марте 1925 г. Потерпел крушение 11 июля 1932 года
Водоизмещение-Стандартное — 4780 т, полное — 6045 т.Длина 134,1/148,8 м. Ширина 14,05 м .Осадка 4,75 м .
Бронирование-Борт — 76…38…25 мм;
палуба — 25 мм;
рубка — 150 мм
Двигатели-4 ТЗА Parsons,45 000 л. с. Скорость хода 29 узлов.Дальность плавания 5000 морских миль на 13 узлах .Экипаж 343 человека . Вооружение-6 × 1 — 152-мм/50, Зенитная артиллерия-4 × 1 — 47-мм/50
. Минно-торпедное вооружение -Четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
1943 — 1949 гг. — капитальный ремонт и модернизация в крейсер—ПВО. Главный калибр обновленного крейсера сосредоточили в восьми одноствольных 120—мм универсальных орудиях Mk.F. 4×2 37—мм полуавтомата SKC/30, 4×4 20—мм автомата Flak—38, 2×3 533—мм ТА. Была так же переделана носовая оконечность. Численность экипажа увеличили до 467 человек. Трехтрубный силуэт крейсер поменял на двухтрубный.
При проектировании к крейсерам предьявлялись высокие требования по мореходности,использование кораблей предполагалось как в составе эскадры ,так и в одиночном рейдерстве в океане и сопровождении конвоев. Конструкцию корпуса, теоретический чертеж, и схему внутреннего расположения крейсера унаследовали от британского Caledon ,но весь материал для корпуса производился на испанских заводах.
На крейсере стояло по шесть угольных котлов (сосредоточенные в кормовой группе) и шесть мазутных котлов (сосредоточенные в двух носовых котельных отделениях). Из каждого котельного отделения выходила отдельная дымовая труба. Кроме того, в два раза увеличили количество винтов.Паровые турбины оснастили редукторами: ТЗА высокого давления работали на внешние гребные валы, низкого — на внутренние. Применение большего числа котлов по причине их меньшей производительности позволило увеличить суммарные лошадиные силы машин, но какого-либо прироста скорости это не дало из-за увеличившихся размеров корпуса.
Главное вооружение составляли орудия Vickers 152—мм калибра, с длиной ствола 50 калибров, изготовленных по лицензии в «Артиллерийской Мастерской Карраки» (Сан Фернандо, Кадис). Одно из орудий главного калибра стояло на баке, еще два располагались далее в корму на уровне первой дымовой трубы. Четвертое орудие стояло на юте и последние два дальше в нос, по бокам кормовой надстройки. Таким образом, в бортовом залпе могло принять участие лишь четыре орудия, зато по три могло стрелять и по носу и по корме.
Зенитная артиллерия была представлена 47—мм зенитными установками, произведенным по лицензии фирмы Vickers(47—мм Mk IV) с длиной ствола 50 калибров. Затвор вертикальный, полуавтоматический, откатный механизм работал на гидравлике. Пушка располагалась на специальной тумбе, крепившейся болтами к палубе, которая позволяла вести круговой обстрел на 360°. Две зенитки находились на платформах в районе дымовых труб: между первой и второй сдвинутой к правому борту и между второй и третьей сдвинутой к левому борту. Еще две оставшиеся устанавливались на крыльях кормового мостика.
Четыре трёхтрубных 533—мм торпедных аппарата были установлены на главной палубе в районе носовой надстройки.
Первоначально огонь корректировался с помощью трех 1,5 или 2,5—метровых дальномеров, после модернизации в 1949 году их заменили на два башенноподобных директора с 4—метровыми дальномерами. Угол вертикального наведения составлял 95°, угол снижения на носовом директоре был 15°, а на кормовом — 7,5. Освещение обеспечивали четыре 610—мм боевых прожектора, которые в ходе модернизации заменили на 900—мм. Станции беспроволочного телеграфа позволяли осуществлять устойчивую связь на дальности до 1000 км. В ходе модернизации был установлен радар фирмы «Декка».
"Блас де Лесо" в начале 1926 года обеспечивал трансатлантический перелет из Испании в Буэнос-Айрес , Аргентина , экипажа испанских ВВС в составе четырех человек во главе с пилотом майором Рамоном Франко - братом будущего испанского каудильо Франсиско Франко .
В 1932 крейсер у мыса Финистерре налетел на скалу и затонул на большой глубине.
У "Мендес Нуньес" биография вышла подлиннее и понасыщенней событиями.
С 13 июня 1925 он в составе Практической эскадры несет службу у берегов Северной Африки-поддерживает испанские войска в наземных операциях и десантах,проводит блокаду побережья. Испанцы вели тогда Рифскую войну с марокканскими повстанцами.
В июле 1936,когда над всей Испанией неожиданно стало "безоблачное небо",крейсер находился в Испанской Гвинее,в экваториальной Африке. 29 августа 1936 экипаж перешел на сторону республики и взял курс на метрополию.23 сентября "Мендес Нуньес" прибыл в Картахену" и вошел в состав республиканского флота.
1 декабря 1936 крейсер перешел в Барселону- и вошел в особую тактическую группу «Педро Прадо» ,которая конвоировала во Францию пароходы с золотом для закупки оружия.
25 апреля 1937 года — Крейсер принял участие в сражении у мыса Палос. Подробности ТУТ.
В конце мая 1938 года крейсер провел последний транспортный конвой.
5 марта 1939 года — в составе главных сил республиканского флота ушел в Бизерту (Французский Тунис),где и был интернирован.
31 марта 1939 года — Франция передала корабли республиканского флота франкистам. Стыдно за Францию...Испанский стыд...
С лета 1939 года крейсер в полностью разоруженном состоянии базировался в Эль-Ферроле, с июня 1943 до 1947 проводились капитальный ремонт и модернизация в крейсер ПВО. Он был перевооружен зенитными орудиями Vickers 8 - 120 мм в одиночной установке, 4 × 2 37-мм и 2 × 4 20-мм автоматами немецкого происхождения. Надстройка была полностью перестроена и оснащена современным противопожарным оборудованием. Торпедные установки заменены на 2 трехтрубных.
1949 год — крейсер был приведен в полностью боеспособное состояние;
1957 год — принимал участие в операции против Марокко. Кораблю отводилась роль огневой поддержки при высадке десантов и охрана побережья;
23 февраля 1963 года — корабль выведен из активной службы и в декабре исключен из списков флота;
15 января 1964 года — состоялись публичные торги, на которых корпус крейсера был продан на слом за 14 115 492 песет.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам