Найти в Дзене
Журнал Миниполис

Что роднит Москву с Парижем и Римом

Рассказывает главный архитектор бюро Остоженка

Раис Суфиянович Баишев, главный архитектор проектов в архитектурном бюро «Остоженка»
Раис Суфиянович Баишев, главный архитектор проектов в архитектурном бюро «Остоженка»

У нашего бюро и «Сити-XXI век» много общего. Когда-то в 1990-х мы начинали примерно одинаково: три табурета в офисе, три человека на этих табуретах и один телефон на всех. Только мы начинали чуть раньше — в 1994-м, а «СитиXXI век» — в 1997-м. Но главное, что наши пути в итоге пересеклись, и это стало началом большого и плодотворного сотрудничества.

В 2001 году наше бюро стало проявлять профессиональный интерес к территориям Московской области. Тогда это еще не было так популярно, как сейчас, основные мощности и финансы в то время все-таки концентрировались в границах города. А мы начали работать в городе Видное, где главой администрации тогда был Юрий Васильевич Занозин, а главным архитектором — Александр Викторович Чапания, мой однокурсник. Тогда уже существовал фонд «Жилище», где главным инженером был Вячеслав Михайлович Лукоянов. Вот эти люди нас и пригласили для решения задачи застройки южной части пятого микрорайона Видного.

Мы в это время как раз стали внимательно изучать мировой опыт реконструкции крупных мегаполисов, освоения пригородов Рима, Парижа, Лондона. Это казалось нам интересным и перспективным направлением. И мы оказались правы. Сейчас очевидно, что для многих компаний именно этот период стал определяющим будущего роста и развития.

Для нас это было тоже неким движением — не рискованным, но новым.

Мы анализировали опыт крупнейших столиц Европы, где разрабатывалась и воплощалась похожая программа развития. Например, Париж, где население было слишком сконцентрировано в центре, нуждался в том же, в чем нуждалась и Москва. И там с помощью пригорода эти задачи решились очень удачно. В Риме похожая программа была разработана еще раньше и так же удачно воплощена в жизнь. То есть у нас перед глазами были весьма успешно реализованные проекты лучших европейских архитекторов, нужно было только адаптировать проекты к российским условиям.

Так и случилось — задачи оказались теми же самыми, и это показала вся дальнейшая работа в течение 15-17 лет вплоть до сегодняшнего дня.

Миниполис Самоцветы
Миниполис Самоцветы

Два объекта компании — миниполисы в Люберцах и Видном — наше совместное произведение. И все этапы их создания — и творческий поиск, и заботы, и возникающие проблемы — мы проходили вместе.

У команды «Сити-XXI век» действительно есть преимущества перед многими другими девелоперами. И одна из главных отличительных черт «Сити-XXI век» — это коллектив, который отважно берется подчас за самые непростые задачи. Там, где другие отвернулись бы, потому что слишком сложно, нерентабельно, «длинные деньги», «Сити-XXI век» берется и делает. Хотя подчас бывает очень сложно, даже убийственно сложно. У этих людей есть настоящая отвага, которая и помогает преодолевать все трудности. И лично у меня это вызывает глубокое уважение, именно поэтому с ними всегда интересно сотрудничать и всегда после завершения проекта чувствуешь удовлетворение от собственной работы.

И конечно, второе и очень важное преимущество, для которого теперь есть собственное название — миниполис. Это целая философия, собственный образ жизни и сосуществования людей.

Это внимание ко всем деталям, внимание к потребителю, внимание ко всему, что остается после того, как дома построены и на этой земле начинают жить люди. Это забота о том, чтобы и эти люди, и их дети, целые поколения были счастливы и довольны своим жильем. Нашему бюро очень симпатичен такой подход, мы разделяем эти ценности.

В наше время, к сожалению, слишком часто ценность того или иного проекта измеряется исключительно деньгами, а ведь есть вещи гораздо более важные. Есть человеческие отношения. Так что, слава Богу, не для всех архитектура, как нынче говорят, застывшие деньги. Это еще и застывшее хорошее отношение людей, которые эту архитектуру воплотили в жизнь. Именно такая работа и создает географию, наше жизненное пространство, преображает наш город и в конечном счете остается в истории.